Комплексная характеристика систем управление запасами

Рассмотрим "рыночные" системы управления производственными запасами предприятия, которые используются на зарубежных предприятиях.

Системы управления запасами, применяемые западными производителями, направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы:

"Джаст ин тайм" (Just-in-time) – "точно вовремя" – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.

МРП (Materials Requirements Planning) – планирование потребности в материалах – система планирования производственных ресурсов.

"Канбан" – метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.

ДРП (Distribution Requirements Planning) – система управления и планирования распределения продукции.

ОПТ – (Optimized Production Technologies) – оптимизированные производственные технологии.

Исследуем управление запасами по системе "канбан" и организационный подход "точно вовремя".

Принципы управления запасами по системе "канбан" были разработаны в Японии в 50-е годы на автомобильных заводах фирмы Тойота. С начала 80-х годов эта концепция нашла свое применение в Германии. Она характеризуется следующими чертами: [22, с. 607]

- Производственный процесс подразделяется на ряд подсистем типа поставка – получение. В рамках каждой из таких подсистем происходит перемещение материалов.

- На основе каждой определенной подсистемы поставка – получение образуется самостоятельный участок (самоуправляющийся участок). Процесс регулирования потока материалов, осуществлявшийся ранее централизованно, заменяется на децентрализованное управление по местам непосредственного движения материалов. Документооборот реорганизуется так, чтобы он происходил на том же уровне, что и движение материалов. Тем самым отпадает необходимость в централизованной обработке данных.

- Управление транспортировкой товаров осуществляется из пункта назначения. Данный принцип заменяет ранее применявшиеся системы управления из пункта отправления или централизованного управления транспортными потоками. Каждый участок, получающий материалы в ходе производства, должен при возникновении потребности в них обращаться на участок, осуществляющий доставку данного вида материалов.

- При этом для транспортировки используются стандартизированные контейнеры, на каждом из которых имеется специальная карточка, или "канбан" (яп. "канбан" - карточка, табличка). При выгрузке содержимого контейнера в пункте назначения его карточка остается в этом пункте и служит для дальнейшей передачи информации об использовании данного вида материала. Использованные карточки собираются в пункте расхода материалов; затем поставляющий данный вид материалов участок осуществляет текущий контроль за их использованием. Каждая отдельная карточка или их совокупность отражают плановое задание производства или снабжения для конкретного участка.

- После выгрузки содержимого какого-либо контейнера он снабжается в пункте выгрузки специальной транспортной карточкой взамен изъятой производственной карточки. Транспортная карточка закладывается в пункте выгрузки для тех же целей, что и производственная карточка - в пункте отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.

- Регулирование общего количества материалов в обороте, включая полуфабрикаты, осуществляется косвенным образом путем установления верхней границы количества материалов, так как для каждого участка выдается заранее определенное количество карточек на каждый вид материалов [10, c.276].

Перейти на страницу: 1 2