Оценка общественной (экономической, народно-хозяйственной) эффективности
Показатели народно-хозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций и предприятий [1].
Сравнение различных проектов (вариантов проектных решений), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производится по наибольшему значению показателя интегрального народно-хозяйственного эффекта [1].
При определении показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении) следующие показатели:
- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками, сюда же относится выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретений, ноу-хау, пакетов прикладных программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
- социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы иностранных государств, банков, фирм, поступления от импортных пошлин и т.п. [1].
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта: изменения доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций [1].
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народно-хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов [1].
В состав затрат включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников проекта, исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников [1].
Не включаются в расчет:
- затраты предприятий — потребителей продукции на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;
- амортизационные отчие/гения по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемым другими участниками;
- все виды платежей российских предприятий-участников в доход государственного бюджета (в том числе налоговые платежи, штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народно-хозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений указанных норм не выделены особо в составе экологических результатов проекта и не включены в результаты проекта в стоимостном выражении);
- проценты по кредитам Банка России, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реализации инвестиционного проекта;
- затраты иностранных участников [1].
Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются одним из следующих способов:
- остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты; на момент прекращения использования единовременные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих средств;