Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля­ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи­нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз­водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри­ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны­ми социальными группами населения. Внебюджетные специ­альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп­нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера­ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра­ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застра­хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает сле­дующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

• В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер­пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюдже­ты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 – 1990 гг. концентрировались 52 – 50% об­щего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союз­ных республик приходилось 48 – 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в ме­стных бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:

ü республиканский бюджет Российской Федерации, или фе­деральный бюджет;

ü бюджеты национально-государственных и административ­но-территориальных образований, к которым относятся рес­публиканские бюджеты республик в составе Российской Феде­рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об­ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

ü местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Мест­ные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюд­жеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Перейти на страницу: 1 2 3