Характеристика основных параметров бюджета

При сравнении бюджета любого субъекта любого федеративного государства невозможно рассматривать тенденции в его отрыве от федерального бюджета. Наличие общих тенденций свидетельствует прежде всего о наличии общих проблем и поиски путей их решения.

Рассмотрим сначала основные тенденции, прослеживающиеся в динамике сбалансированности федерального бюджета.

В годы после распада СССР в динамике государственного бюджета России можно выделить два этапа: до 1999 г. и после. Эти два этапа характеризуются тем, что на первом этапе государственный бюджет России был дефицитным, а на втором профицитным.

После кризиса 1998 г. можно отметить следующую динамику. В 1999 г. бюджет был дефицитным: дефицит составил 51398,5 млн. руб. (8,35% от доходной части бюджета)[20]. По существу именно 2000 год стал первым послекризисным, поскольку любой кризис – это не однодневное явления, а кризис, который начался 17 августа 1998 года закончился фактически в 1999 год, когда произошла стабилизация прежде всего курса рубля, а также относительное снижение инфляции.

Все следующие годы бюджета уже профицитный: в 2000 г. профицит составил 102898,5 млн. руб. (9,1% от доходной части бюджета)[21], в 2001 г. профицит составил 272075,4 млн. руб. (17% от доходной части бюджета)[22]. Таким образом, налицо абсолютная неспособность власти прогнозировать ситуацию. 17% в 2001 г. превышение доходной части над расходной – этому яркой подтверждение.

В отличие от федерального бюджета, бюджет Ростовской области все последние года является дефицитным (2,7% от доходной части в 2002 г., 0,8% от доходной части в 2003 г., 0,4% от доходной части в 2004 г.). Таким образом, нужно отметить, что несмотря на свою дефицитность бюджет, сам дефицит бюджета Ростовской области постепенно снижается. Можно предположить, что если такая тенденция сохранится, то в 2005 года бюджет Ростовской области может быть и профицитным.

Нужно отметить, что отмеченное соотношение между федеральным и областным свидетельствует лишь о том, что федеральный бюджет составляется с запасом, а областной нет, при этом незначительное разница между доходами и расходами свидетельствует о большей сбалансированности областного бюджета. В какой-то мере об этом свидетельствую показатели, приведенные в таблице 2.1[23].

Таблица 2.1.

Динамика основных показателей сбалансированности консолидированного бюджета РФ 1992-2000 гг.

млрд. руб.

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Консолидированный бюджет РФ:

доходы

расходы

дефицит (-), профицит (+)

5,33

5,97

-0,64

49,7

57,7

-8,0

172,4

230,4

-58,0

437,0

486,1

-49,1

597,7

694,4

-96,7

711,6

835,5

-123,9

686,8

842,1

-155,3

1213,6

1258,0

-44,4

2096,5

1950,0

+146,5

Федеральный бюджет:

доходы

расходы

дефицит (-), профицит (+)

3,02

3,98

-0,96

25,5

35,4

-9,9

81,7

142,7

-61,0

232,1

275,2

-41,3

320,3

400,0

-79,7

343,4

436,6

-93,2

325,9

472,2

-146,3

615,3

666,9

-51,4

1132,1

1029,2

+102,9

Консолидированный бюджет субъектов РФ:

доходы

расходы

дефицит (-), профицит (+)

2,67

2,35

+0,32

30,1

28,2

+1,9

115,6

112,6

+3,0

241,0

247,0

-6,0

334,9

351,9

-17,0

433,4

468,1

-34,7

413,5

422,5

-9,0

660,8

653,8

+7,0

1065,9

1032,1

+33,8

Перейти на страницу: 1 2 3 4