Объемы государственного регулирования финансов предприятий

Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий – финансовый контроль, осуществляемый в ходе финансовой операции (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.) [6, c.124]

Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Наиболее типичными предметами последующего финансового контроля выступает следующее:

-законность и качественность выполнения органом управления финансами своих функций;

-точность и объемы выполнения финансовых планов;

-полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств, вытекающих как из односторонних установлений государства, так и из финансовых договоров;

-соблюдение правил денежного обращения, включая валютные операции;

-законность и целесообразность использования государственных денежных средств.

Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного исполнения своих финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

1) от формы - непосредственный и опосредованный.

Непосредственный – финансовый контроль, осуществляемый непосредственно на объекте контроля посредством проведения проверки первичной бухгалтерской документации, инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Опосредованный – финансовый контроль, осуществляемый вне объекта посредством проведения проверки отчетной документации.

2) от соотношения субъекта и объекта – внешний и внутренний.

Внешний – финансовый контроль, осуществляемый субъектом контроля в отношении организационно неподчиненного объекта. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности.

Внутренний – финансовый контроль, осуществляемый в рамках одной организационной системы. Например, министерство проверяет финансовые операции подчиненного ему предприятия.

3) от субъектов контроля – государственный, общественный, независимый.

Государственный - финансовый контроль, осуществляемый уполномоченным на то государственным органом.

Общественный - финансовый контроль, осуществляемый непосредственно населением или чрез общественные организации.

Независимый – финансовый контроль, осуществляемый специализированным хозяйствующим субъектом.

Завершая рассмотрение вопроса о классификации финансового контроля, следует отметить, что данная классификация, как и любая другая, носит относительный характер. Финансовая деятельность - всегда сложнее всяких схем, в которые ее пытаются втиснуть: виды финансового контроля не отграничены друг от друга китайской стеной, органы контроля не столь строго заспециализированы, чтобы заниматься только одним видом контроля, и т.д.