Методика анализа кредитоспособности предприятия

На определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый логичный выход — получение банковского кредита, однако, на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина тут не только в высоких ставках банковского процента, но и то, что российские предприятия в основной своей массе не соответствуют критериям кредитоспособности.

Кредитоспособность организации - комплексное понятие, представляющее интерес не только для банка-кредитора, но и для самого предприятия, поскольку основано на общих принципах финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и рентабельности. В большинстве случаев кредитование производится на пополнение оборотных средств предприятия, недостаток в которых — очень распространенное. Ввиду этого обстоятельства очень важно постоянно поддерживать показатели кредитоспособности на высоком уровне.

Анализ кредитоспособности может проводиться самим предприятием для выявления своих «слабых мест», возможностей повышения эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления развития. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.

Под кредитоспособностью предприятия следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание анализа кредитоспособности. Основная цель анализа кредитоспособности - определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах. Данная методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита (принятая во многих коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций), разработана для определения банками кредитоспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.

Примерный порядок определения класса кредитной сделки в коммерческом банке:

Предварительный обзор экономического и финансового положения заемщика;

Построение аналитического баланса

Вертикальный и горизонтальный анализ баланса

Оценка имущественного положения

Оценка ликвидности

Оценка платежеспособности

Оценка финансовой устойчивости

Оценка деловой активности и оборачиваемости средств

Оценка рентабельности деятельности

Оценка динамики прибыли

Оценка динамики объемов реализации и денежной выручки

Оценка структуры, порядка образования и погашения дебиторской задолженности

Оценка структуры, порядка образования и погашения кредиторской задолженности

Оценка кредитной истории

Оценка качества управления организации

Оценка положения на рынке

Оценка обеспечения

Анализ финансового состояния заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.

Начальным этапом проведения анализа является предварительный обзор экономического и финансового положения заемщика. При получении необходимого пакета документов для проведения финансового анализа кредитный работник изначально оценивает объем и качество отчетности, удобство ее структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полноту аналитических расшифровок, доступность и трактуемость проводимых аналитических индикаторов и т.п. Затем оценивается возможность будущего погашения запрашиваемого кредитного продукта из динамики объемов выручки от реализации и денежных поступлений на расчетные счета в банках (эти показатели не должны быть ниже суммы запрашиваемого кредитного продукта).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6