Значение оффшорных зон для инвестиционной привлекательности

Предоставление льгот в налогообложении является одним из инструментов устранения диспропорций в экономическом развитии различных регионов, возникающих ввиду неравномерного распределения между регионами природных и иных ресурсов. С ним связано такое явление современной экономики, как оффшорные (англ. offshore - "находящийся вдали от берега") зоны и территории. Оффшорными зонами принято называть территории (целые государства или их отдельные части), в которых действует льготный порядок налогообложения. В большинстве случаев компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, вообще освобождаются от налогов, уплачивая лишь символические пошлины и взносы.

Ориентированность российской экономики на экспорт природных ресурсов определяет огромные различия в экономическом потенциале российских регионов. Так, регионы, имеющие в наличии запасы нефти, газа или каменного угля, обладают значительными преимуществами перед регионами со скудной природно-сырьевой базой. Этим, а также огромной свободой в установлении налогов и сборов, предоставленной в 90-х гг. XX века губернаторам и мэрам городов федеральной властью, объясняется возникновение территорий с льготным налогообложением. Такие территории называются свободными экономическими зонами (СЭЗ).

Первые свободные экономические зоны на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х гг. XX века. В дальнейшем развитие СЭЗ пошло по двум направлениям, что определило возникновение свободных экономических зон двух типов:

1. Классические оффшоры - зоны, предоставляющие налоговые льготы предприятиям, зарегистрированным на территории данного региона, но доходы извлекающим за его пределами. Примерами могут служить Ингушетия, Калмыкия и так называемые карманные оффшоры - Мордовия, Чукотский автономный округ, предоставляющие налоговые льготы отдельным компаниям, ориентированным преимущественно на экспорт природных ресурсов. СЭЗ этого типа характеризуются слабой законодательной базой, регламентирующей предоставление льгот; низким уровнем защищенности инвесторов от внесения изменений в законодательство "задним числом"; нецелевым использованием денежных средств, полученных в результате предоставления налоговых льгот.

2. Зоны, предоставляющие налоговые и иные льготы компаниям, которые инвестируют собственные и привлеченные средства в проекты, одобренные администрацией региона, участвуют в реализации инвестиционных проектов на территории региона. Такие СЭЗ характеризуются изначально низким инвестиционным потенциалом, что вызвано отсутствием у этих регионов достаточной минерально-сырьевой базы. Однако, предоставляя льготы в налогообложении предприятиям, осуществляющим инвестиционные проекты на территории данных регионов, они сумели подняться в число ведущих российских регионов по инвестиционному потенциалу.

Отличительными чертами СЭЗ второго типа являются продуманная, проработанная законодательная база, регламентирующая предоставление льгот; высокий уровень защищенности инвесторов; прозрачность использования денежных средств, полученных в результате предоставления льгот; поддержка инвесторов в вопросах, не связанных напрямую с предоставлением льгот.

Ко второму типу СЭЗ относятся Новгородская и Ярославская области.

Новгородская область не располагает значительными природно-сырьевыми ресурсами, которые являются катализаторами экономического роста во многих регионах Российской Федерации (нефть, газ, уголь). Поэтому для обеспечения роста экономики области региональные власти были вынуждены искать другие пути. Первым шагом в этом направлении стало создание в 1997 г. зон экономического благоприятствования на территориях Поддорского, Батецкого, Волотовского и Маревского районов области. Основным законодательным документом, регламентирующим функционирование этих зон, явилось Постановление Новгородской областной Думы от 27.12.1996 N 472-ОД "О зонах экономического благоприятствования", включающее Положение о зонах экономического благоприятствования на упомянутых территориях. Согласно Положению действующие, вновь образуемые и регистрируемые в Батецком, Волотовском, Маревском и Поддорском районах коммерческие организации (за исключением занимающихся торговлей), осуществляющие на их территории свою деятельность, освобождаются от уплаты всех налогов, по которым право льготирования принадлежит областной Думе и представительным органам местного самоуправления (налог на прибыль, налог на имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной доход, плата за воду, земельный налог, транспортный налог), а также им возмещается из областного бюджета та часть налога на прибыль, которая зачисляется в федеральный бюджет. Суммы денежных средств, высвободившиеся в результате предоставления льгот, подлежали направлению на развитие и совершенствование производства.

Перейти на страницу: 1 2