Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту

Номенклатура - это перечень наименований изделий, работ, услуг. Ассортимент - перечень наименований изделий, работ, услуг с указанием количества по каждому из них. В процессе анализа изучаются изменения в номенклатуре и ассортименте продукции по сравнению с предыдущим годом, а также устанавливаются причины изменения как зависящие, так и не зависящие от работы предприятия. Во всех случаях необходима не просто констатация фактов изменения номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, а изучение целесообразности этих изменений. Объективно все изменения в номенклатуре и ассортименте выпускаемой продукции должны быть подчинены интересам и требованиям рынка. При этом должны соблюдаться и собственные интересы предприятия, т. е. стремиться выпускать высокорентабельную, а не убыточную и низкорентабельную продукцию.

На основании отчета ф. № П-1 рекомендуется составить аналитическую таблицу 15.

Процент выполнения по ассортименту выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом представляет отношение итога гр. 6 к итогу гр. 5.

Величина среднего процента ассортимента продукции меньшая 100 свидетельствует об ассортиментных сдвигах в производстве продукции по сравнению с предыдущим годом.

Аналогичным способом может определяться средний процент по ассортименту по сравнению с планом.

Таблица 15

Анализ изменения ассортимента продукции отчетного года по сравнению с предыдущим годом

Виды продук-ции

Еди- ница изме-рения

Фактически произведено

Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в действую- щих оптовых ценах,

тыс. р.

Средняя оптовая цена, дей-ствовавшая в отчетном году, р. (гр.3:гр.2) ´l000

Стоимость фактически выпущенной продукции за предыдущий год в ценах отчетного года, тыс. р. (гр.4´гр.1): 1000,

Стоимость фактически выпущенной продукции за отчетный год в пределах выпуска предыдущего года, тыс. р.

за пре-дыду-щий год

за отчет-ный год

А

Б

1

2

3

4

5

6

гр. 3, но не более гр. 5

Итого

´

´

´

´