Анализ прибыли от реализации продукции

Как отмечалось выше, основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 6 факторов: объем реализации продукции; ее структура; уровень производственной себестоимости; уровень коммерческих расходов; уровень управленческих расходов; уровень среднереализационных цен.

Прибыль от реализаций продукции имеет прямопропорциональную зависимость от объема реализации: больше продали, продукции - больше получили прибыли; меньше продали - соответственно меньше получили прибыли.

Изменение структуры реализованной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении доли более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции - общая сумма прибыли снизится.

Уровень производственной себестоимости, а также коммерческих и управленческих расходов, и прибыли находятся в обратно пропорциональной зависимости: производственная себестоимость или коммерческие и управленческие расходы возросли - прибыль соответственно снижается и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: цены возросли - соответственно возросла и сумма прибыли и наоборот.

Для анализа прибыли от реализации продукции рекомендуется таблица 45.

Таблица 45

Факторный анализ прибыли от реализации продукции, тыс. р.

Показатели

№ стр.

План

План, пере-считанный на фактический объем продаж

Отчет

Отклонение отчета (+, -)

От плана (гр.3-гр. 1)

От плана, пересчитанного на фактический объем продаж (гр. 3 - гр. 2)

А

Б

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и других отчислений от выручки)

Производственная

себестоимость реали-зованной продукции Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от реализации

(стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 -

- стр. 4)

1

2

3

4

5

Чтобы определить влияние объема реализации на прибыль от реализации необходимо плановую прибыль (стр. 5, гр. 1) пересчитать на процент перевыполнения или невыполнения плана по реализации продукции.

Чтобы определить влияние изменения структуры реализованной продукции на прибыль от реализации необходимо сделать следующий расчет. Определить сумму разницы между прибылью по плану, пересчитанному на фактический объем продаж (стр. 5, гр. 2) и прибылью по плану (стр. 5, гр. 1). Эта разница определяет сумму прибыли, полученной за счет изменения объема продаж и его структуры. Следовательно, далее необходимо избавиться от влияния фактора объема продаж. Для этого из полученной суммы разницы по стр. 5, гр. 2 и 1 необходимо исключить сумму фактора влияния объема реализации на прибыль от реализации (см. предыдущий абзац). Показатель по стр. 2, гр. 5 определяет влияние производственной себестоимости на прибыль от реализации.

Показатели по стр. 3 и стр. 4 гр.5 определяют влияние на прибыль от реализации соответственно коммерческих и управленческих расходов.

Показатель по стр. 1 гр. 5 определяет влияние изменения уровня среднереализационных цен на прибыль от реализации.

Аналогично вышеизложенному производится анализ прибыли от реализации продукции по сравнению с предыдущим годом. На изменение прибыли от реализации продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим годом оказывают влияние те же факторы, как изменение цен на реализованную продукцию; изменение ее себестоимости, включая коммерческие и управленческие расходы; изменение физического объема реализованной продукции; изменение структуры реализованной продукции.

Перейти на страницу: 1 2