Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы в 1990-2001 гг.

Прежде чем перейти к анализу формирования и реформирования пенсионной системы РФ в 1990-2001 гг., рассмотрим факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы.

Как следует из табл.2.1, на протяжении пятнадцати последних лет к необходимости пенсионной реформы подводило одновременное действие различных причин - демографических и институциональных факторов, действовавших в течение нескольких десятилетий, и специфических экономических, социальных и политических факторов постреформенной России. В этот период боролись две политические тенденции: (1) попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и (2) сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиальной иной пенсионной системы накопительного типа. Решающим фактором, заставившим правительство пойти на реформу, стали не объективные долгосрочные факторы, а кризисное финансовое состояние пенсионной сферы. На реформу решились лишь после осознания факта, что этот кризис носит не временный, а системный и долгосрочный характер. Наиболее активные поиски концепций и механизмов реформирования приходятся на 1997 г. - начало нового политико-делового цикла (ПДЦ) после парламентских и президентских выборов 1995–1996 гг. [22, с.13-30].

Обратим внимание, что именно в период общего экономического кризиса и в преддверии валютно-финансового кризиса (1998 г) высказывались наиболее радикальные пенсионной концепции реформы (1997 г). Дальнейшие события показывают, что открытый и масштабный кризис 1998 г. отодвинул идею самой реформы и вынудил правительство сконцентрироваться на реализации "пожарных мер", никак не связанных с экономическим содержанием самой пенсионной системы.

В этот период наиболее отчетливо проявляется противоречие, свойственное российской пенсионной системе: в конечном счете реальный размер пенсии становится значимее ее структуры, экономического смысла и порядка начисления, а текущая задача борьбы с бедностью начинает превалировать над стратегической задачей создания национальной пенсионной системы.

История пенсионной реформы в России показывает, что принятие решений по столь значимому вопросу невозможно без прямого вмешательства первого лица государства. Реформа была реализована именно в тот момент, когда факторы, диктующие ее необходимость, снизили свою остроту и действовали наименее выражено: экономика вступила в стадию экономического роста, доходы населения приобрели позитивную динамику, дефицит ПФ был преодолен, задолженность по выплате пенсий погашена. С точки зрения остроты ситуации в пенсионной сфере решение о начале реформы стало почти неожиданностью. Однако этому факту есть объяснение, если вспомнить, что 2001 год - начало ПДЦ. Реформы, прежде всего социальные, сопровождающиеся риском возрастания напряжения в обществе, тяготеют именно к началу ПДЦ (первые 2 года) и становятся социально опасными и политически неприемлемыми в его финальной стадии (последние 2 года) [11, с.25-27].

Вместе с тем из этого следует еще один урок: на этапе экономического роста из возможных альтернатив были отвергнуты наиболее радикальные схемы и выбран модернизированный, но в конечном итоге осторожный вариант реформы. В очередной раз получило подтверждение правило, хорошо известное из мирового опыта: политическая воля к реформированию обратно пропорциональна темпам экономического роста.

Таблица 2.1

Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы в 1990-2001 гг.

Период

Факторы

Действия

Долгосрочные факторы,

стимулирующие принятие

решений в пенсионной сфере

Текущие факторы, стимулирующие

принятие решений в пенсионной

сфере

Концептуальный

(политический или юридический)

результат

Действия по оперативному

управлению пенсионной сферой

1995-96 гг.

• Долгосрочные

демографические факторы

• Низкий пенсионный возраст

• Широкое распространение

практики досрочных пенсий

• Несовершенство

распределительной системы

• Финансовый кризис ПФ

• Изменение в структуре занятости и сокращение численности занятых

• Рост задолженности предприятий по заработной плате

• Развитие неформальных

экономических отношений

• Правительственная Концепция

реформы пенсионного обеспечения

в РФ 1995 г.

• Проекты ФЗ "Об основах пенсионной системы в РФ" и "О государственных

пенсиях в Российской Федерации"

• Преодоление дефицита и

задолженности ПФ

• Поддержание реального уровня

пенсий и приближения к ПМ

1997 г.

Те же

Те же

• Начало нового политико_делового

цикла (ПДЦ)

• Разработка Программы

социально-экономического

развития на среднесроч.

перспективу, содержащая

либерально-рыночные элементы

• Правительственный вариант

пенсионной реформы,

разработанный Минсоцразвития РФ

• Проект Программы пенсионной

реформы

• Преодоление дефицита и

задолженности ПФ

• Поддержание реального уровня

пенсий и приближения к ПМ

1998–99 г.

Те же

же

• Валютно-финансовый кризис

1998 г.

• Утвержденная Программа

пенсионной реформы

• Меры по опережающей

индексации минимальных пенсий

• Погашение задолженности по

выплате пенсий

2000–2001 гг.

Те же

• Начало нового политико-делового цикла (ПДЦ)

• Прямое распоряжение

Президента РФ

• Концепция пенсионной реформы

• ФЗ "Об обязательном

пенсионном страховании в РФ"

(167-ФЗ от 17.12. 2001),

• ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"

(173-ФЗ от 17.12. 2001),

• ФЗ "О государственном

пенсионном обеспечении в РФ"

(166-ФЗ от 17.12. 2001)

• ФЗ "Об инвестировании средств

для финансирования

накопительной части трудовой пенсии в РФ" (111-ФЗ от 24.07. 2002)

• Преодоление дефицита ПФ за счет

благоприятной экономической

конъюнктуры

Перейти на страницу: 1 2