Оценка действенности налоговой политики России

В последние годы российская налоговая система формировалась практически в отсутствие государственной налоговой политики. Частые необоснованные изменения налогов привели к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативному отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налоговых средств.

Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране [17].

При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Здесь основополагающим принципом должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговые платежи.

Немаловажное значение в налоговой политике имеет принцип справедливости. Проблема справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности? Большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем многие экономисты считают, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Величина дохода, которая освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.

Важное значение для экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнить налоговое бремя различных стран. Такое сравнение связано с целым рядом трудностей: различна покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, реально учитывать различия в составе населения. В настоящее время фактически все специалисты, исследующие проблемы налогообложения, пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сопоставить уровень налогообложения отдельных стран дает удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте.

Можно выделить три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП, включая взносы на социальное страхование, составляет 45-55%), низким (около 20%), средним (30-40%). К первой группе относятся скандинавские страны, а также Франция и Австрия. Во вторую группу входят США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада. В третью – Турция, Южная Корея, Мексика. Общей закономерностью является то, что во многих развитых странах достаточно низкое налоговое бремя. Парадокс же состоит в том, что налоговое бремя в России выше, чем в США, а по уровню среднедушевых народов, наоборот, в 5-10 раз ниже.

Современной экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-40% доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения расположена «налоговая ловушка», при которой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает «налоговую ловушку». Налоги в России выполняют не свойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства. Превышение предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности, невыгодность инвестиций в развитие производства, уклонение от налогов, рост теневого сектора экономики.

История зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы к активному использованию налоговой политики в целях регулирования экономики. Например, в 60-е годы XX века в США налоговая политика наряду с бюджетной политикой стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и циклическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было значительно ослаблено налоговое бремя. Это привело к экономическому росту в США в 60-е годы.

Перейти на страницу: 1 2