Факторы и приоритеты совершенствования налоговой системы и налоговой политики

Важным фактором ускорения научно-технического развития и экономического роста является совершенствование налоговой системы. К сожалению в настоящее время продолжают сохраняться высокие процентные ставки и непомерное налоговое бремя для товаропроизводителей. В 90-е годы такая политика обусловила жесточайший всеобщий экономический и социально-политический кризис. Доля налогов в доходах российских предприятий превышала 85-90%. Однако для стран с монетаристской ориентацией она составляет 25-35%, а для стран с кейнсианской ориентацией – 35-45%.

Высокий уровень налогообложения в РФ в соответствии с положениями Лаффера парализует национальную экономику даже в условиях относительно низкого уровня процентных ставок. Однако не было и этого. За все годы реформ их уровень значительно превышал средний уровень рентабельности производства по стране. Это наряду с налоговым прессом обусловило такое положение, когда темпы падения инвестиций опережали темпы развития всех остальных макроэкономических показателей, что обусловило длительный, почти десятилетний период кризисного состояния российской экономики.

Хотя по форме российская налоговая система приближена к западной, но фактически она ставит отечественного товаропроизводителя на грань выживания, подавляя его рыночную активность. Мощный налоговый пресс побуждает к неуплате или к несвоевременной уплате налогов, укрывательству их источников. Возник такой негативный фактор как «двойная» и «тройная» бухгалтерия, которая способствует развитию этих процессов. Согласно экспертным оценкам в настоящее время не менее трети всех доходов укрываются от налогообложения, а значительная часть доходов в нашей стране имеет полулегальный характер. В отличие от развитых западных стран у нас велика доля наличного оборота, отражающегося в отчетности далеко не в полной мере. В этих условиях не создается возможности ускоренного развития реального сектора, не возникают стимулы для ускоренного развития НТП. По результатам опроса 104 промышленных предприятий 41 региона страны по вопросу «Влияние налоговой нагрузки на деятельность предприятия; возможные изменения и ожидаемый эффект» были сделаны выводы о том, что при снижении ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов объем производства возрос бы на 3%. Это значит, что применительно к российской экономике даже небольшое снижение ставки налога на прибыль должно привести к увеличению суммы отчислений в государственный бюджет.

Конечно, государством были сделаны серьезные шаги в направлении усиления стимулирующего воздействия налоговой системы, как на инвестиционный процесс, так и на инновационную деятельность. Так, были освобождены от налогообложения средства, направляемые научными организациями на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также прибыль, полученная от вновь созданного производства. Однако последнее освобождается от налога не более чем на три года. Кроме того, отечественная налоговая система постепенно упрощалась. Была установлена регрессивная шкала начислений единого социального налога, который с 2000 года заменил множество обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Ставка подоходного налога с физических лиц была установлена в размере 13%. Целью такого шага было снижение номинального налогового бремени для сокращения уклонения от уплаты налогов. Данные меры принесли определенные результаты: поступления от подоходного налога выросли более чем на 23%. Увеличилась наполняемость бюджета, упростилась налоговая система.

Однако ее совершенствование еще не обеспечивает поступательное становление российской экономики вообще и НТП в частности. Главным недостатком налоговой системы, на наш взгляд, является то, что она не в полной мере выполняет все свои функции и прежде всего регулирующую. Здесь речь идет о необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий.

Формирование оптимальной модели налогового регулирования должно способствовать узловых проблем экономики. Поэтому следует, во-первых, активнее использовать налоговые методы для повышения заинтересованности предпринимателей в инвестиционной и инновационной деятельности. При этом важно освободить от налогообложения часть прибыли, направляемой на развитие производства и освоение новой техники, а также научные исследования и разработки. Считаем, что реализация предложения о «налоговых каникулах» для вновь созданных обрабатывающих предприятий, а также освобождение от налога на прибыль научных и инновационных организаций в течение пяти лет работы, несомненно, окажет позитивное влияние на экономику страны.

Перейти на страницу: 1 2 3