Проблемы и перспективы использования факторинга в деятельности предприятий торговли

Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как "банковского", так и "самостоятельного" факторинга. Уступка и взыскание долгов в России всегда, так или иначе, связаны с риском мошенничества, криминала. Поэтому все участники рынка должны знать, что их деятельность проверяется, лицензируется, что рядом всегда есть регулятор, который дышит им в затылок. Другим аргументом в пользу факторинга является то, что факторинг всегда будет конкурировать с кредитом, неважно, будет он выделен в отдельную структуру или будет оставлен в банках. И поскольку это конкурирующий продукт, то раз кредитование у нас подлежит лицензированию, то было бы логично применить аналогичное регулирование и к факторингу.

В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько "выбор пути" - развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.

Преимущества комплексного использования факторинга для предприятий торговли очевидны. Во-первых, фактор имеет экономию на масштабе. За счет того, что он предлагает этот сервис большому количеству различных клиентов, фиксированные расходы в расчете на одного клиента становятся меньше. Во-вторых, малые и средние предприятия не имеют достаточного опыта, чтобы на таком же уровне, как факторы, осуществлять управление собственной дебиторской задолженностью. И, наконец, факторы, имеющие опыт работы на рынке, обладают очень хорошей базой для оценки платежеспособности дебиторов, что также ведет к экономии средств для клиента. Причем экономия будет двух видов - во-первых, имеющаяся база позволит быстро оценить платежеспособность дебитора, не тратя дорогостоящее время сотрудников клиента, во-вторых - в случае неудовлетворительной оценки дебитора, убережет предприятие от потенциальных потерь при работе с недобросовестным покупателем.

Факторы обычно используют два вида комиссий - комиссия за предоставляемое финансирование (считается, как правило, либо в процентах годовых от фактически полученных средств клиентом, либо в процентах от суммы переуступаемой задолженности) и сервисная комиссия.

Так, например, если фактор купил право требования, номинал которого 1000 тыс. руб., то в день покупки он перечислит клиенту 800 тыс. руб.

Комиссия фактора, допустим, составит за месяц 30 тыс. руб.

Если данный счет будет оплачен на 31 день, то фактор перечислит клиенту сумму, равную 170 тыс. руб. (1000 тыс. руб. - 800 тыс. руб. - 30 тыс. руб.). [11]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8