Реформирование местных налоговых систем.

Одной из важнейших задач в любом государстве является определение степени самостоятельности в различных сферах общественной жизни входящих в нее регионов. Область экономики не является исключением. Однако центральной власти необходимо четко определить границы данной экономической и налоговой самостоятельности. Разумное делегирование полномочий будет только укреплять государство. Деятельность государства в сфере налогообложения является одним из важнейших рычагов проведения экономической политики в целом.

При этом общеизвестно, что налоги и другие платежи в бюджет жестко регламентируются действующим законодательством. Однако отсутствует единый подход при системы местных налогов на территории городов и районов, не получают необходимого развития перспективные направления (налог на землю, налог на недвижимость). Налоговая система сдерживается недостаточной налогооблагаемой базой, сформированной по остаточному принципу и неадекватной итогу сбора трудоемкостью взимания налогов.

Сегодня налоговая политика местных органов власти обязательно должна быть увязана с экономической и политической ситуацией в регионе, иметь четко выделенные приоритеты, направления и сроки их реализации с учетом динамики обстановки. В условиях затяжного кризиса именно через систему налогов и льгот необходимо поддерживать базовые предприятия в хозяйственном механизме рынка, одновременно стимулируя развитие малого бизнеса. Более того необходимо активно формировать новую структуру предприятий промышленности и торговли, соответствующих рыночным отношениям. Лишь благодаря данным действиям в условиях оживления экономики станет возможным увеличить помощь в бюджетной сфере.

В соответствии с вышеизложенным предлагается: первое, установить “закрытый перечень” налогов и предельных уровней ставок. Каждый из налогов необходимо “прописать” рамочно: установить принципы, на основе которых налог взимается, а также ограничения и ряд других условий. Во всем остальном местные органы власти получат широкие полномочия – в частности, в определении базы налогообложения, скидок и др. Помимо этого должен создаваться благоприятный режим поиска и мобилизации внутренних источников дополнительных доходов за счет структурной перестройки экономики, развития малого бизнеса, развития экспортно-ориентированных производств и так далее[№30,с.74].

Данные мероприятия позволят систематизировать и укрепить налоговую систему, уменьшить налоговое бремя. Одновременно возрастет и ответственность местных органов власти за результаты собственных управленческих решений.