Реформирование налогового администратирования.

В последние годы достаточно много уделяется внимания совершенствованию налоговой системы и меньше проблемам налоговой администрации. Между тем сложная обстановка со сбором налогов ставит перед необходимостью совершенствовать уровень организационной и контрольной работы налоговых инспекций, от эффективного функционирования которых во многом зависит благополучие бюджета. Формирование действенной Государственной налоговой службы определенно как задача создания одного из ключевых институтов эффективной рыночной экономики.

Поэтому ход экономической реформы обуславливает адекватные изменения не только налогового законодательства и системы налогов, но и организации деятельности Государственной налоговой службы ПМР.

В настоящее время налоговые службы находятся в сложнейшем положении, для которого характерны многие проблемы: недостаточное информационное обеспечение, отсутствие единой сети, по которой любые налоговые органы могли бы получать информацию из центрального банка данных. До сих пор не решена проблема автоматического получения информации от банков по поступлению средств на расчетные счета плательщиков от реализации продукции, работ и услуг. Очень серьезной является проблема неуплаты, уклонение от налогов со стороны налогоплательщиков. Проводимые сегодня проверки выявляют многочисленные нарушения налогового законодательства, прежде всего неуплату налогов или занижение (сокрытие) доходов по основным видам налогов. Однако, можно с уверенностью сказать, что простое “закручивание гаек” при сборе налогов не даст сегодня радикального результата. Оно приведет лишь к углублению противосостояния налогоплательщика и государства.

Поэтому сегодня, вместе с реформой налогового законодательства, нужно провести и глубокую реформу налоговой службы, которая должна затронуть не только налоговые органы, но, фактически, и все общество. Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой деятельности. При этом степень готовности граждан к добровольному и сознательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общество считает налоговую службу. Иными словами, речь идет о новом ее образе в глазах населения ПМР, который соответствовал бы и новому характеру ее деятельности. Необходимо превратить налоговую службу в орган, который:

q действует в интересах как всего общества, так и отдельных граждан и работает во взаимодействии с ними;

q обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий перед налоговым законодательством;

q наряду со сбором и взысканием налогов, информирует и консультирует налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

q принципиально, профессионально и безкомпромисно борется с сознательными нарушениями налоговой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели необходима коренная реорганизация всей системы Государственной налоговой службы. Должна быть разработана соответствующая концепция, в которой должен быть учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.

Можно выделить следующие задачи реорганизации налоговой службы

:

1. Сосредоточение усилий профессионалов налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений.

2. Создание принципиально новых технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей и баз данных. Целесообразно было бы принять меры по присвоению юридическим лицам и гражданам регистрационных налоговых номеров в единой информационной системе для контроля за движением денежных средств со стороны налоговых органов (российский идентификационный номер налогоплательщика) [№25,с.74].

Решение этой задачи обеспечит не только точный учет, регистрацию налогоплательщиков и постоянный контроль за уплатой налогов. Возникает возможность одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе – перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

3. Качественное совершенствование методики налоговой деятельности. предусматривается оперативное формирование рабочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок.

Перейти на страницу: 1 2