Перспективы развития налоговой системы РФ

Главной целью развития налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе является формирование эффективной налоговой системы, способствующей конкурентоспособности РФ, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.

Исходя из этого определяются следующие задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:

§ Оптимизация налоговой нагрузки на экономику;

§ Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системы;

§ Обеспечение эффективного налогового администрирования.

Рассмотрим эти задачи подробнее во взаимосвязи с теми мерами и предложениями, которые Правительство РФ планирует реализовать в ближайшие годы.

Для решения этих задач необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения налоговой нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лезеек» в законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.

В ближайших планах – принятие решения о снижении ставки НДС. В связи с этим Минфином России с участием Минэкономразвития России рассмотрены различные варианты реализации этой меры с точки зрения ее влияния на состояние федерального бюджета и экономический рост (см таблицу 3).

Таблица 3.

Анализ вариантов снижения ставки НДС

[8]

Вариант

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 15% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг

Облегчение порядка администрирования налога

Дополнительные доходы организации

Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета порядка 170 млрд. руб.

Увеличение цен на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания

2. Снижение основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий

Дополнительные доходы организации

Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб.

3. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг

Облегчение порядка администрирования налога

Дополнительные доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства)

Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб.

Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Остается актуальной проблема администрирования НДС, связанная прежде всего с многочисленными неправомерными случаями возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Для решения проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Однако, как отмечает заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, минусов у системы НДС-счетов больше, чем плюсов, так как в случае ее применения из хозяйственного оборота организаций необоснованно изымаются денежные средства. Необходимо разрабатывать новые информационные технологии, которые бы позволили налоговым органам своевременно получать информацию о движении суммы налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решение о проведении проверок.[9]

В 2006-2007 гг. должна быть закончена реформа имущественного налогообложения. С этой целью предполагается начиная с 2007 г. ввести местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог предполагается установить для лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Налог на недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридически лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. Введение этого налога должно обеспечить перераспределение существующей налоговой нагрузки с граждан, располагающих невысокими доходами и которые, как правило, имеют в собственности недорогое жилье, на обеспеченные слои населения.

Перейти на страницу: 1 2