Задачи и функции анализа формирования и использования прибыли предприятия

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений [23, с. 113].

Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет следующие функции:

1. Оценочную. То есть дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).

2. Распределительную. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

3. Стимулирующую. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия [22, с. 220].

Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).

Задачами анализа формирования и использования прибыли являются:

¾ оценка плана (прогноза) прибыли и выбор наилучшего варианта; изучение выполнения плана и динамики;

¾ выявление и количественное измерение влияние факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;

¾ выявление резервов роста прибыли на предприятии;

¾ разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушение договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности. Оценивая уровень или изменение деловой активности, проводят различия между понятиями ожидаемой прибыли (которая может быть получена в будущем в результате хозяйствования) и фактически полученной.

С учетом этого различают следующие функции прибыли:

¾ инвестиционная - поскольку ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

¾ результативная - фактически полученная прибыль оценивает эффективность деятельности предприятия;

¾ финансирующая - часть полученной или ожидаемой прибыли определяется в качестве источника самофинансирования предприятия;

¾ стимулирующая - часть ожидаемой или полученной прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.