Введение

Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов хозяйствующих субъектов. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита покупателям является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, хозяйствующие субъекты предполагают, что они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике рыночных отношений очень часто возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Это может быть связано с неплатежеспособностью дебиторов, неосмотрительной кредитной политикой и т.д. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью становится важным фактором повышения общей эффективности деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.

В рамках кредитной политики, как основной формы реализации системы управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости данного актива: разработка системы скидок для покупателей, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У предприятий, особенно у представителей малого и среднего бизнеса, не всегда есть возможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей; непрозрачность и неликвидность бухгалтерского баланса не позволяют получить кредит в банке. В таких ситуациях факторинг, как комплексная финансовая услуга, может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.

Рынок факторинга в данный момент динамично развивается. По прогнозу Минэкономразвития в 2008 году объём рынка факторинга составит 800 млрд рублей, что в 2 раза больше чем в 2007. Доля факторинговых операций в ВВП страны вырастет с 1,6% в 2007 до 2,9% в 2008 году[1].

В то же время при сравнении рынка факторинга РФ с рынками зарубежных стран отмечается пока еще серьезное отставание отечественного рынка. Так в 2005 г. объем рынка факторинга в России составил 0,5% годового ВВП, тогда как в Польше, Венгрии и Чехии – от 2% до 8% ВВП, а в Великобритании, Франции и Италии – более 10% годового ВВП. Это говорит о наличии проблем, замедляющих развитие рынка факторинга в нашей стране, основными из которых являются противоречивость законодательства и слабая научная разработанность проблем применения факторинга. До сих пор не принят закон, отменяющий лицензирование данного вида деятельности.

Наметившиеся за последние годы позитивные перемены в практической деятельности на отечественном рынке факторинга пока еще не поддержаны аналогичными изменениями в его научно-теоретическом обеспечении. В настоящее время мало качественной научной литературы по вопросам факторинга. Почти отсутствуют монографические исследования данной проблемы. При этом большая их часть связана с исследованием правовых аспектов факторинговой деятельности. Все это говорит о том, что экономические вопросы развития внутреннего факторинга пока еще не получили в нашей стране должного научно-теоретического рассмотрения.

Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений и их стремительного развития в последние годы, отсутствия нормативной базы, методических рекомендаций по практическому применению факторинга стала очевидной необходимость научного комплексного исследования данного финансового инструмента. Эффективность и целесообразность его применения обусловлена особенностями функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому наиболее актуальным и интересным направлением исследования факторинга является анализ его применения на предприятии.

Перейти на страницу: 1 2