Заключение

В Российской Федерации в течение десятилетия реформ сложился прин­ципиально отличный от существовавшего ранее механизм бюджетных вза­имоотношений органов власти различного уровня. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация. В то же время реформа межбюджетных от­ношений до сих пор не коснулась таких основополагающих блоков системы межбюджетных отношений, как разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение реформы на уровень субъек­тов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), раз­витие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях.

Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и реги­ональных финансов России — резкая диспропорция между переданными на суб­национальный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их ис­пользование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений ос­тается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет суб­национальным властям переложить основную политическую и финансовую от­ветственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. Отсутствие легальных полномочий по управлению обще­ственными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу полити­ческой целесообразности и неэффективное управление общественными финан­сами.

[1] Поляк Г.Б. Финансы. М.- 2003г. с. 50

[2] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. М.- 2001г. с. 83

[3] Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.- 2002г. с. 158

[4] Берлин С.И. Теория финансов. М.- 2001г. с. 79

[5] Послание Президента Рос­сийской Федерации Федеральному Собранию , май 2003 г.

[6] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 7

[7] Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений.//Финансы №3, 2004г., с. 20

[8] Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы №9, 2004г., с. 5

[9] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 11

[10] Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений.//Финансы №3, 2004г., с. 19

[11] Письмо Министерства Финансов РФ №06-06-01 от 07.07.2004г

[12] Письмо Министерства Финансов РФ №06-06-01 от 07.07.2004г

[13] Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. //Финансы №10, 2004г., с. 9

[14] Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы №9, 2004г., с. 9

[15] Закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ, 6.10,2003 г.)