Сущность бюджетного федерализма
Распределение денежных доходов
и расходов
страны между федеральным бюджетом
, бюджетами субъектов
федерации и муниципальными бюджетами
с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Это многоуровневая бюджетная система
государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом
и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Данный термин употребляется не только в отношении государств
, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств
, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1)
равноправие всех членов федерации
в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;
2)
разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансирования
расходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенции
того или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;
3)
самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложенияза центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение
одних и тех же объектов.
Таблица 1. Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы
| Статья расходов, функция | Политика, стандарты и контроль | Осуществление управления | Комментарии | 
| Оборона | Ф | Ф | Выгоды и издержки общенационального масштаба | 
| Международные отношения | Ф | Ф | -//- | 
| Природные ресурсы | Ф | Ф,Р,М | Способствует развитию внутреннего рынка | 
| Окружающая среда | Ф,Р,М | Р,М | Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба | 
| Промышленность и сельское хозяйство | Ф,Р,М | Р,М | Значительные межрегиональные внешние эффекты | 
| Образование | Ф,Р,М | Р,М | Трансферты в “натуральной” форме | 
| Здравоохранение | Ф,Р,М | Р,М | -//- | 
| Социальное обеспечение | Ф,Р,М | Р,М | -//- | 
