Аналитическая часть
Вариант 6
1. По данным таблицы 1 рассчитать показатели:
- структуру расходов бюджета;
- удельный вес каждого из направлений расходов и общих расходов относительно ВВП;
- номинальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП;
По результатам расчетов заполнить таблицу 1.
2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение расходов бюджета относительно ВВП.
3. Сформулировать выводы об уровне развития национальной хозяйственной системы, изменениях государственного финансирования указанных направлений и о перспективах бюджетного финансирования. При любой оценке обосновать свою позицию.
Решение:
1. Рассчитаем структуру расходов бюджета, данные занесем в табл. 1. Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму «Изменение структуры расходов бюджета».
- как видно из расчетов, все показатели (в количественном выражении) выросли, вместе с тем наблюдается и абсолютный прирост расходов бюджета в общей сумме расходов по сравнению с 2000 г.: удельный вес расходов на государственное управление вырос с 1,7 до 2,46 пунктов; расходы на судебную власть – с 0,4 до 0,8 %, расходы на международную деятельность незначительно уменьшились – с 1,6 до 1,54%.
- если проанализировать динамику изменения удельных долей расходов бюджета по годам, то стоит отметить резкий рост всех исследуемых видов расходов в 2001 г., а затем их последующее снижение.
2. Рассчитаем удельный вес каждого направления расходов и общих расходов относительно ВВП, данные занесем в табл. 1. Для более наглядного представления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму «Структура расходов бюджета в ВВП».
- как видно из расчетов, все анализируемые расходы бюджета, невзирая на их количественное увеличение, имеют тенденцию к снижению в общем объеме ВВП, только удельный вес расходов на судебную власть статичен.
- удельный вес общих расходов бюджета в ВВП достаточно резко уменьшается, доля общих расходов с 2000 г. к 2003 г. уменьшилась в 2 раза – с 49,8% до 24,85%.
- несомненно, тенденция к снижению расходов бюджета (особенно расходов на содержание государственного аппарата) с одновременным увеличением расходов на социальные нужды, инвестирование и т.д., заслуживает самых положительных оценок.
3. Рассчитаем номинальные и реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. Номинальные - в текущих ценах каждого года, данные представим в табл. 1. Реальные – скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл. 1). Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр=(yi/yi-1)*100%;
- при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г.
- Полученные данные представим в виде диаграммы:
- данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет 26,67% за год ((19,41+30,84+29,77)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит 13870,36 млрд. руб.;
- данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темп прироста расходов бюджета составляет 19,17% за год ((25,06+14,09+18,38)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что расходы бюджета составят 3243,8 млрд. руб.;
- общие расходы бюджета сохранят тенденцию к уменьшению своего удельного веса в общем объеме ВВП;
- также наблюдается тенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышении эффективности бюджетной политики государства;
- больший темп прироста ВВП с одновременным замедлением прироста расходов говорит о повышении благосостояния, стабилизации политической и экономической ситуации в стране и повышении уровня развития национальной хозяйственной системы.