Анализ прибыли от реализации продукции
Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 7.3).
Как следует из табл. 7.3, снижение прибыли на 130,6 млн. руб., или на 52,4%, связано с падением выручки от продажи товаров на 6,3 млн. руб., или на 0,3%, ростом себестоимости проданных товаров на 108,8 млн. руб., или на 6,6%, а также управленческих расходов на 50,2 млн. руб., или на 15,8%. Следовательно, дальней шее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 159,0 млн. руб. (108,8 + 50,2).
Таблица 7.3
Оценка прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж)
|  
 Наименование показателей  |   
 Базисный год  |   
 Отчетный год  |   
 Отклонение (+ или -), млн. руб.  |   
 Отчетный год к базисному, %  |  
|  
 1. Выручка (нетто) от продажи товаров  |   
 2298,1  |   
 2291,8  |   
 -6,3  |   
 99,7  |  
|  
 2. Себестоимость проданных товаров  |   
 1659,8  |   
 1768,6  |   
 +108,8  |   
 106,6  |  
|  
 3. Валовая прибыль  |   
 638,3  |   
 523,2  |   
 -115,1  |   
 82,0  |  
|  
 4. Коммерческие расходы  |   
 71,3  |   
 36,6  |   
 -34,7  |   
 51,3  |  
|  
 5. Управленческие расходы  |   
 317,9  |   
 368,1  |   
 +50,2  |   
 115,8  |  
|  
 6. Прибыль (убыток) от продаж  |   
 249,1  |   
 118,5  |   
 -130,6  |   
 47,6  |  
Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров. Порядок расчета валовой прибыли (ВП) можно представить в следующем виде:
 (62) 
где Qi — объем производства продукции i-го вида в натуральном выражении (тонн, штук, м2 и т. д.); Ц1 — продажная цена продукции г-го вида, руб.; Ci — себестоимость единицы продукции i-го вида, руб.; i — конкретный вид реализуемой продукции; п — количество видов реализуемой продукции (г = 1, 2, 3, ., п).
Исходя из указанного порядка расчета валовую прибыль формируют под влиянием следующих факторов:
• объема реализации;
• себестоимости реализованных изделий;
• продажных цен на реализованную продукцию;
• сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.
Пофакторный анализ валовой прибыли осуществляют по данным Отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используют данные финансового плана (бюджета) и расчетов к нему. Однако этих данных для факторного анализа недостаточно. Они часто несопоставимы, поскольку на выручку (нетто) от продажи товаров влияет уровень отпускных цен, что вытекает из ее расчета за базисный и отчетный периоды:
