Роль налоговой политики в государственном регулировании национальной экономики
Следует отметить, что существующий уровень политической ответственности и сознательности наших чиновников является главным «тормозом» эффективности подобных мер, поскольку налоговое регулирование должно осуществляться очень быстро, как, например, меры монетарной политики. Гибкость и оперативность налоговой политики в современных условиях выходят на лидирующие позиции. Политики должны использовать налоговое стимулирование именно во время спада экономического развития, в противном случае, такие меры могут только навредить экономике. Согласно оценке специалистов МВФ, налоговые стимулы эффективны в том случае, когда вступают в силу именно в период спада экономики, при этом внутренний лаг (период между датой вступления стимула в законную силу и датой его реализации) не должен превышать одного квартала (см. табл. 1).
Таблица 1
Своевременность, временность и адресность снижения налогов в США
|  
 Снижение налогов, вступившее в законную силу  |   
 Своевременность  |   
 Временность*  |   
 Адресность  |  |||||
|  
 Дата начала действия стимула  |   
 Сфера действия законодательного акта  |   
 Размер стимула (в% ВВП)  |   
 Дата ближайшее-го спада**  |   
 Внутренний лаг (квартал)***  |   
 Время действия налогового стимула (квартал)  |   
 Оценка по шкале эффективности издержек****  |  ||
|  
 П  |   
 Факт  |  |||||||
|  
 I квартал 1970 г.  |   
 Налоговая реформа  |   
 1,2  |   
 I квартал 1970 г.  |   
 1  |   
 постоянно  |   
 1,0  |  ||
|  
 II квартал 1975 г.  |   
 Снижение налогов  |   
 3,6  |   
 I квартал 1975 г.  |   
 1  |   
 2,3  |   
 1,0  |   
 2,5  |  |
|  
 Ш квартал 1977 г.  |   
 Снижение и упрощение налогов  |   
 1,0  |   
 IV квартал 1977 г.  |   
 1  |   
 1,3  |   
 1,0  |   
 1,9  |  |
|  
 Ш квартал 2001 г.  |   
 Согласование экономического роста и облегчение налогового бремени  |   
 1,7  |   
 Ш квартал 2001 г.  |   
 1  |   
 1,3  |   
 1,3  |   
 2,4  |  |
|  
 II квартал 2002 г.  |   
 Создание рабочих мест и помощь работникам  |   
 1,7  |   
 Ш квартал 2001 г.  |   
 1  |   
 3,7  |   
 4,0  |   
 1,3  |  |
|  
 П квартал  |   
 Стимулирование  |   
 1,1  |   
 1  |   
 1,6  |   
 2,7  |  |||
|  
 2008 г.  |   
 экономики  |  |||||||
|  
 Медиана  |   
 1,6  |   
 1  |   
 2,0  |   
 1,8  |   
 2,0  |  |||
