Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
Возможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут выступать:
· меры в области увеличения финансовой поддержки;
· меры в области имущественной поддержки;
· меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
· меры в области информационной поддержки.
Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:
· меры в области налогового регулирования;
· меры в области сокращения административных барьеров;
· меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции.
Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.
Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.²
Расчетная часть
Дана смета затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью (ООО), в которой пункты, помеченные *, необходимо вычислить:
Таблица 1
Смета I затрат на производство продукции ООО, тыс. руб.
| № стр. | Статья затрат | Всего за год | В т.ч. на IV квартал | 
| 1 | 2 | 3 | 4 | 
| 1 | Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) | 36540 | 9135 | 
| 2 | Затраты на оплату труда | 17608 | 4402 | 
| 3 | Амортизация основных фондов* | 1910 | 478 | 
| 4 | Прочие расходы – всего,* в том числе: | 6253 | 1563 | 
| 4.1 | а) уплата процентов за краткосрочный кредит | 430 | 110 | 
| 4.2 | б) налоги, включаемые в себестоимость,* в том числе: | 5567 | 1392 | 
| 4.2.1 | Единый социальный налог (26%)* | 4578 | 1145 | 
| 4.2.2 | Прочие налоги | 989 | 247 | 
| 4.3 | в) арендные платежи и другие расходы | 256 | 60 | 
| 5 | Итого затрат на производство* | 62311 | 15578 | 
| 6 | Списано на непроизводственные счета | 10238 | 2560 | 
| 7 | Затраты на валовую продукцию* | 52073 | 13018 | 
| 8 | Изменение остатков незавершенного производства* | 344 | 86 | 
| 9 | Изменение остатков по расходам будущих периодов | -12 | -3 | 
| 10 | Производственная себестоимость товарной продукции* | 51741 | 12935 | 
| 11 | Внепроизводственные (коммерческие) расходы | 5261 | 1315 | 
| 12 | Полная себестоимость товарной продукции* | 57002 | 14251 | 
| 13 | Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) | 85200 | 21300 | 
| 14 | Прибыль на выпуск товарной продукции* | 28198 | 7050 | 
| 15 | Затраты на 1 рубль товарной продукции* | 0,67 | 0,67 | 
