Экономическая сущность и методические особенности смет бюджетных учреждений
Далее рассмотрим подробнее структуру сметы.
Смета бюджетной организации состоит из двух частей: общего и специального фонда (см.таб.1.7).
Таблица 1.7. Структура сметы
| № п/п | Смета | Наименование | 
| 1 | 2 | 3 | 
| 1 | Общий фонд | Поступления из общего фонда бюджета и распределение расходов, составленное в соответствии с полной экономической классификацией расходов для выполнения бюджетной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с классификацией кредитования бюджета | 
| 2 | Специальный фонд | Поступления из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение, составленное в соответствии с полной экономической классификацией на осуществление расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением данной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с законодательством согласно классификации кредитования бюджета. | 
Кроме того, общий и специальный фонд сметы состоит из доходной и расходной части (см.рис.1.8)
 
 
Рис.1.8. Состав сметы
.
Все показатели, характеризующие расходы бюджетной организации, сгруппированы в смете по принципу построения экономической классификации расходов бюджета. Экономическая классификация расходов бюджета является составляющей частью бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001г. № 604.
Бюджетная классификация представляет собой единую систематизированную группировку доходов, расходов (в т. ч. кредитования с учетом погашения) и финансирование бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам.
В экономической классификации расходов приведено четкое разграничение расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам.
В мировой практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная). Также все ниже перечисленные виды классификаций расходов являются классическими, хотя в последнее время в бюджетной практике возникли новые, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам
Доходы государственного бюджета формируются также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая, финансовая, экономическая (см.таб.1.9).
Таблица 1.9
Классификация доходов
| № п/п | Классификация доходов | Наименование | 
| 1 | 2 | 3 | 
| 1 | По источникам | Используется в большинстве стран рыночной экономики, подразделяет все поступления на поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий, от займов | 
| 2 | По видам поступлений | Налоговые доходы далее классифицируются по видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства, налог на добавленную стоимость и т.п.) | 
| 3 | Юридическая | Исходит из признака образования дохода, а именно используется для этого сила государственной власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная власть), плата за услуги (не используется). | 
| 4 | Финансовая | Основывается на делении доходов на безвозвратные или постоянные (налоги) и временные (займы). | 
| 5 | экономическая | Имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения доходов. | 
