Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения
Анализ целевого использования получаемых кредитов свидетельствует о заметных усилиях предприятий расширить и/или модернизировать свое производство. Тенденция к расширению в целом преобладает над модернизацией, хотя в разных отраслях ситуация различна: в промышленном секторе выборки стремление к модернизации заметнее, чем в торговле. Так, из 10 промышленных предприятий, получающих кредиты, 7 употребили эти средства для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукции, 2 – для технологической модернизации («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»); в то же время из 50 торговых предприятий-получателей кредитов 20 направляли их на расширение операций, 7 – на переоборудование и обновление, 4 – на технологическую модернизацию, а остальная (немалая) часть – по-видимому, на решение задач текущего характера, не связанных с расширением и модернизацией. Такова же ситуация со строительными предприятиями выборки: из 14 получателей кредита только 11 использовали его на цели своего расширения и модернизации (из них 8 – на расширение). В секторе «прочих» услуг из 25 получателей кредита только 10 преследовали цели развития предприятия (из них 9 – расширение производства) (Таблица 3.2).
Таблица 3.2
Целевое использование кредитов по отраслям (абсолютные показатели)
| Отрасли | Переоборудование производства, запуск нового продукта | Расширение производства | Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий | 
| Промышленность | 3 | 7 | 2 | 
| Строительство | 2 | 8 | 1 | 
| Оптовая и розничная торговля, общепит | 7 | 20 | 1 | 
| Другие отрасли сферы услуг | 1 | 9 | - | 
| Итого (получено ответов) | 13 | 45 | 4 | 
Заслуживают внимания результаты разбивки данных, свидетельствующих о тенденциях к расширению и модернизации производства, по признаку величины предприятия (численности персонала) (Таблица 3.3). Самой динамичной группой оказываются предприятия с числом занятых до 30 чел.: среди них 19 использовали полученные кредиты на расширение производства, 7 – на его переоборудование и запуск нового продукта, 2 – на технологическую модернизацию («проведение НИОКР, приобретение ноу-хау, лицензий»). Суммарно эта группа предприятий представляет 59,6% выявленных опросом случаев применения кредита на цели расширения и модернизации производства.
Таблица 3.3
Целевое использование кредитов предприятиями разной величины (абсолютные показатели)
| Средняя численность занятых (чел.) | Переоборудование производства, запуск нового продукта | Расширение производства | Проведение НИОКР, приобретение know-how, лицензий | 
| 1-29 | 7 | 19 | 2 | 
| 30-99 | 3 | 13 | 1 | 
| 100-250 | - | 2 | - | 
| Итого (получено ответов) | 10 | 34 | 3 | 
Вторая группа, предприятия с персоналом 30-99 чел., менее динамична: 13 случаев использования кредита для расширения производства, 3 – для переоборудования и обновления продукта, 1 – для технической модернизации. Третья группа (100-250 чел.) выглядит попросту инертной: всего 2 случая использования кредита на цели расширения производства и ни одного – на цели переоборудования или модернизации.
Эти данные подтверждают хорошо известную из западного и российского опыта закономерность: предприятия небольшой величины проявляют наибольшую изобретательность, упорство и динамизм ради укрепления своих конкурентных позиций на достаточно трудном для них свободном рынке.
