Вовлечение в финансовый оборот сбережений государства
Построение банковского сектора, адекватного масштабам экономики государства, требует поиска новых источников формирования банковских пассивов. В перспективе 4—5 лет, пока еще нельзя рассчитывать на долгосрочные сбережения населения, наиболее перспективными представляются свободные ресурсы государственных корпораций и фондов. Их общая сумма достигает 5,0 трлн руб., что составляет около 15% ВВП 2007 г. Без ущерба основным функциям вовлечь в финансовый оборот можно не более 40% этих средств, однако, с учетом эффекта мультипликации (межбанковское долгосрочное кредитование) и притока текущих сбережений государства, такая сумма в течение 1,5—2 лет способна обеспечить прирост банковских активов в сумме 7 трлн руб.
График 6. Золотовалютных резервов хватит на 17-18 месяцев импорта (международно-признанный критерий достаточности резервов– 3 месяца)
 
 
При сохранении существующих тенденций снижения сальдо текущего счета уже через 2—3 года потребность в стерилизационных фондах снизится до незначимых величин, и эти фонды могут быть преобразованы в страховые и фонды развития.
Эти ресурсы могут быть направлены на поддержание ликвидности и долгосрочного (на 4—5 лет) рефинансирования кредитных организаций. Совокупные государственные и квазигосударственные фонды (стерилизационные, страховые, фонды развития), слабо вовлеченные в финансовый оборот, оцениваются в 5,5 трлн руб. (без учета золото-валютных резервов, основным предназначением которых до перехода к новой модели эмиссии должно остаться хеджирование валютных рисков), из которых только 8—10% вовлечено в национальный финансовый оборот. Их объем сегодня оценивается как избыточный — от накопления «на черный день» российское государство фактически перешло к накоплениям на «черную жизнь».
Стерилизация избыточной денежной массы в этих фондах продемонстрировала свою неэффективность как антиинфляционный инструмент.
Даже с учетом необходимой «подушки безопасности» и диверсификации направлений вложений эту цифру можно увеличить до 70—80% в течение 1—2 лет.
Таблица 9. Крупные резервные фонды
| Фонд | Цели создания и назначение | Объем свободных средств фондов | Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года | 
| Резервный фонд | Поддержание федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть; Стерилизация избыточной денежной массы | По состоянию на 01.04.2008 объем фонда составил 3 068 млрд руб. | Преобразован в страховой | 
| Фонд национального благосостояния | Стерилизация избыточной денежной массы; Погашение внешней задолженности; Финансирование пенсионных отчислений | По состоянию на 01.04.2008 объем фонда составил 774 млрд руб. | Преобразован в фонд развития | 
| Остатки на бюджетных счетах | Стерилизация избыточной денежной массы; Покрытие текущих бюджетных расходов (обеспечение транзакций) | Около 700 млрд руб. на конец марта 2008 г. | 200-300 млрд руб. | 
| Итого фонды, выполняющие преимущественно стерилизационную функцию: | 3842 млрд руб. | 200-300 млрд руб. | |
| Фонд | Цели создания и назначение | Объем свободных средств фондов | Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года | 
| Фонд реформирования ЖКХ | Содействие реформированию ЖКХ; Формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом | Капитал Фонда составляет 240 млрд. руб., Объем свободных средств – около 230 млрд. руб. | 30 млрд руб. | 
| Банк развития и внешнеэкономической деятельности | Поддержка малого бизнеса; Финансирование проектов по развитию инфраструктуры | 180 млрд. руб. - новый капитал, влитый в конце 2007 г. | 150-250 млрд руб. | 
| ГК Роснанотех | Содействие достижению мирового лидерства РФ в области нанотехнологий | Капитал Корпорации составляет 130 млрд. руб. | 30 млрд руб. | 
| Фонд национального благосостояния (после преобразования в фонд развития) | Погашение внешней задолженности; Финансирование пенсионных отчислений | - | Стабилизируется на 700-800 млрд руб. (приток – нефтегазовые доходы, отток – софинансирование пенсионных накоплений и других «вмененных» сбережений) | 
| Итого фонды развития: | 725 млрд руб. | 1280-1480 млрд руб. | |
| Фонд | Цели создания и назначение | Объем свободных средств фондов | Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года | 
| Резервный фонд (после преобразования в страховой фонд) | Страхование рисков снижения цен на основные товары российского экспорта; Рефинансирование внешней задолженности российских компаний | - | 3500-4000 млрд руб. | 
| Фонд Агентства по страхованию вкладов | Страхование вкладов населения; Создание стимулов для отказа от принятия банками избыточных рисков | На начало 2008 года размер фонда составил 68 млрд руб. | 80-90 млрд. руб. | 
| Пенсионный фонд РФ | Пенсионное страхование; Социальная помощь пенсионерам и другим категориям граждан | Пенсионные накопления составили на 01.01.08 361 млрд руб. | 800-900 млрд. руб. | 
| Фонд Российского союза автостраховщиков | Финансирование компенсационных выплат | На 01.01.2007 объем сформированных резервов составил 5,3 млрд руб. | 8 млрд. руб. | 
| Финансирование программы «военной ипотеки» | Субсидирование приобретения жилья военнослужащими | Объем финансирования в 2007 году составил 5,5 млрд. руб., на 2008-2010 годы предусмотрено финансирование в сумме 34,2 млрд. руб. | 12 млрд. руб. | 
| Фонд | Цели создания и назначение | Объем свободных средств фондов | Прогноз объема свободных средств фонда через 3 года | 
| Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий | Финансирование непредвиденных расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | Федеральный бюджет на 2008 год предусматривает отчисления в размере 3,3 млрд руб. | 6 млрд руб. | 
| Итого страховых фондов | 442 млрд руб. | 4400-5000 млрд руб. | |
| Итого всех фондов | 5009 млрд. руб. | 5880-6780 млрд. руб. | 
