Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в Российской Федерации
Дальнейшее развитие пенсионной системы России требует совершенствования методов формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе осуществления реформирования системы пенсионного обеспечения России наметилась четко обозначенная тенденция, характеризующаяся уменьшением доли страховых взносов в доходной части бюджета Пенсионного фонда России и возрастающей ее зависимостью от поступлений из федерального бюджета.
Заметим, в 2004 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, которые затронули снижение ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов и изменение верхней пороговой величины интервала налоговой базы, начиная с которой действует регрессивная шкала налогообложения. В результате таких мероприятий, снижение ставки единого социального налога отразилось на деятельности Пенсионного Фонда России. Была снижена базовая ставка в части уплаты ЕСН в федеральный бюджет с 28 до 20 процентов. При этом тариф отчисления на обязательное пенсионное страхование был сохранен на уровне 14 процентов. Собираемость ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, не повысилась. Таким образом, цель существенного снижения ставки ЕСН не была достигнута [29,с.56].
Однако необходимо заметить, что прошел незначительный период времени с момента снижения ставки ЕСН, и еще не все работодатели перешли к оплате услуг работников по официальной системе оплаты труда, а также такое снижение ставки ЕСН не сильно влияет на собираемость налога.
В результате за 2005 год образовался дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации в размере более 90 млрд. рублей, а сокращение в 2005 году поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, составило более 280 млрд. рублей. Таким образом, растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России должен покрываться за счет средств федерального бюджета, что приведет к снижению возможностей финансирования иных государственных социальных программ [67].
Анализ прогнозных данных баланса пенсионной системы России, представленных в таблице 3.2.1, показывает, что сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России достигается исключительно за счет резервных источников, что сказывается на финансовой устойчивости Фонда в долгосрочной перспективе.
Таблица 3.2.1 Прогнозные показатели пенсионной системы России [62, с.84]
| Показатели | 2004 | 2013 | 2020 | 2030 | 
| Расходы распределительной части, млрд. руб. | 890,0 | 2254,8 | 3442,7 | 4599,6 | 
| Средний размер трудовой пенсии, рублей | 1870,0 | 4463,1 | 6532,3 | 8990,8 | 
| Коэффициент замещения, % | 27,7 | 14,3 | 8,3 | 4,5 | 
| Доходы распределительной части, млрд. руб. | 841,2 | 2174,5 | 2914,8 | 3940,2 | 
| Дефицит, млрд. руб. | -48,8 | -80,3 | -527,9 | -659,3 | 
| Доходы накопительной части, млрд. руб. | 76,9 | 399,0 | 578,5 | 675,6 | 
| Эффективный тариф, % | 26,1 | 16,0 | 9,0 | 5,1 | 
