Направления совершенствования бюджетного устройства
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) разработала критерии оценки финансовой самостоятельности местных органов власти. Все налоговые доходы разделены на несколько групп в зависимости от
того, какие права по их регулированию имеют муниципалитеты:
- (а) - право устанавливать ставки налогов и налоговую базу;
- (b) - право устанавливать только налоговые ставки;
- (с) - право устанавливать только налоговую базу;
- (d.1) - ставки расщепления налоговых доходов установлены на долговременной основе;
- (d.2) - расщепление налогов может быть изменено только с согласия субфедеральных органов власти;
- (d.3) - закрепленное в законодательстве расщепление налогов может быть в одностороннем порядке изменено центральным правительством;
- (d. 4) - пропорции расщепления налоговых доходов определяются ежегодно центральным правительством в ходе разработки бюджета;
- (е) - центральное правительство определяет налоговые ставки и налоговую базу субфедеральных налогов.
Для сравнения, ниже приводятся данные по странам Восточной Европы, Балтии и США (в ячейке «Тип налога» приводятся данные по доли доходов, поступающих в рамках соответствующих налоговых режимов из классификации ОЭРС) (таблица 9)
Таблица 9- Структура налоговых доходов по критериям налоговой автономии, %
|  
 Страны  |   
 Доля местных налогов в налоговых доходах  |   
 Тип налога  |  |||||||
|  
 • а  |   
 b  |   
 с  |   
 d.1  |   
 d.2  |   
 d.3  |   
 d.4  |   
 е  |  ||
|  
 Чехия  |   
 11,1  |   
 2,7%  |   
 5,6%  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 91,7%  |   
 -  |  |
|  
 Венгрия  |   
 10,4  |   
 -  |   
 49,2%  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 50,8%  |  |
|  
 Польша  |   
 8,3  |   
 -  |   
 41,9%  |   
 0,6%  |   
 -  |   
 -  |   
 57,6%  |   
 -  |   
 -  |  
|  
 Эстония  |   
 16,2  |   
 -  |   
 9,2%  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 90,8%  |   
 -  |  |
|  
 Латвия  |   
 17,1  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 100%  |  |
|  
 Литва  |   
 22,0  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 100%  |  |
|  
 США  |   
 20,0  |   
 -  |   
 95%  |   
 -  |   
 5%  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  |
|  
 Россия (2003 г.)  |   
 12,8  |   
 -  |   
 8,9%  |   
 -  |   
 6,9%  |   
 -  |   
 -  |   
 84,2%  |   
 -  |  
|  
 Россия (2006 г.)  |   
 8,7  |   
 -  |   
 21%  |   
 -  |   
 79%  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |   
 -  |  
|  
 Казахстан  |   
 10%  |   
 -  |   
 5%  |   
 -  |   
 68%  |   
 -  |   
 да  |   
 да  |  |
|  
 Примечание: составлено на основе: Программ стажировок LGI/OSI в области государственной политики для русскоязычных экспертов 2006-2007.  |  |||||||||
