Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы в 1990-2001 гг.
Прежде чем перейти к анализу формирования и реформирования пенсионной системы РФ в 1990-2001 гг., рассмотрим факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы.
Как следует из табл.2.1, на протяжении пятнадцати последних лет к необходимости пенсионной реформы подводило одновременное действие различных причин - демографических и институциональных факторов, действовавших в течение нескольких десятилетий, и специфических экономических, социальных и политических факторов постреформенной России. В этот период боролись две политические тенденции: (1) попытка сохранить, хотя и в модернизированном виде, распределительную пенсионную систему и (2) сделать более радикальные шаги в пользу создания принципиальной иной пенсионной системы накопительного типа. Решающим фактором, заставившим правительство пойти на реформу, стали не объективные долгосрочные факторы, а кризисное финансовое состояние пенсионной сферы. На реформу решились лишь после осознания факта, что этот кризис носит не временный, а системный и долгосрочный характер. Наиболее активные поиски концепций и механизмов реформирования приходятся на 1997 г. - начало нового политико-делового цикла (ПДЦ) после парламентских и президентских выборов 1995–1996 гг. [22, с.13-30].
Обратим внимание, что именно в период общего экономического кризиса и в преддверии валютно-финансового кризиса (1998 г) высказывались наиболее радикальные пенсионной концепции реформы (1997 г). Дальнейшие события показывают, что открытый и масштабный кризис 1998 г. отодвинул идею самой реформы и вынудил правительство сконцентрироваться на реализации "пожарных мер", никак не связанных с экономическим содержанием самой пенсионной системы.
В этот период наиболее отчетливо проявляется противоречие, свойственное российской пенсионной системе: в конечном счете реальный размер пенсии становится значимее ее структуры, экономического смысла и порядка начисления, а текущая задача борьбы с бедностью начинает превалировать над стратегической задачей создания национальной пенсионной системы.
История пенсионной реформы в России показывает, что принятие решений по столь значимому вопросу невозможно без прямого вмешательства первого лица государства. Реформа была реализована именно в тот момент, когда факторы, диктующие ее необходимость, снизили свою остроту и действовали наименее выражено: экономика вступила в стадию экономического роста, доходы населения приобрели позитивную динамику, дефицит ПФ был преодолен, задолженность по выплате пенсий погашена. С точки зрения остроты ситуации в пенсионной сфере решение о начале реформы стало почти неожиданностью. Однако этому факту есть объяснение, если вспомнить, что 2001 год - начало ПДЦ. Реформы, прежде всего социальные, сопровождающиеся риском возрастания напряжения в обществе, тяготеют именно к началу ПДЦ (первые 2 года) и становятся социально опасными и политически неприемлемыми в его финальной стадии (последние 2 года) [11, с.25-27].
Вместе с тем из этого следует еще один урок: на этапе экономического роста из возможных альтернатив были отвергнуты наиболее радикальные схемы и выбран модернизированный, но в конечном итоге осторожный вариант реформы. В очередной раз получило подтверждение правило, хорошо известное из мирового опыта: политическая воля к реформированию обратно пропорциональна темпам экономического роста.
Таблица 2.1
Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы в 1990-2001 гг.
| Период | Факторы | Действия | ||
| Долгосрочные факторы, стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере | Текущие факторы, стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере | Концептуальный (политический или юридический) результат | Действия по оперативному управлению пенсионной сферой | |
| 1995-96 гг. | • Долгосрочные демографические факторы • Низкий пенсионный возраст • Широкое распространение практики досрочных пенсий • Несовершенство распределительной системы | • Финансовый кризис ПФ • Изменение в структуре занятости и сокращение численности занятых • Рост задолженности предприятий по заработной плате • Развитие неформальных экономических отношений | • Правительственная Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ 1995 г. • Проекты ФЗ "Об основах пенсионной системы в РФ" и "О государственных пенсиях в Российской Федерации" | • Преодоление дефицита и задолженности ПФ • Поддержание реального уровня пенсий и приближения к ПМ | 
| 1997 г. | Те же | Те же • Начало нового политико_делового цикла (ПДЦ) • Разработка Программы социально-экономического развития на среднесроч. перспективу, содержащая либерально-рыночные элементы | • Правительственный вариант пенсионной реформы, разработанный Минсоцразвития РФ • Проект Программы пенсионной реформы | • Преодоление дефицита и задолженности ПФ • Поддержание реального уровня пенсий и приближения к ПМ | 
| 1998–99 г. | Те же | же • Валютно-финансовый кризис 1998 г. | • Утвержденная Программа пенсионной реформы | • Меры по опережающей индексации минимальных пенсий • Погашение задолженности по выплате пенсий | 
| 2000–2001 гг. | Те же | • Начало нового политико-делового цикла (ПДЦ) • Прямое распоряжение Президента РФ | • Концепция пенсионной реформы • ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (167-ФЗ от 17.12. 2001), • ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ от 17.12. 2001), • ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (166-ФЗ от 17.12. 2001) • ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (111-ФЗ от 24.07. 2002) | • Преодоление дефицита ПФ за счет благоприятной экономической конъюнктуры | 
