Отличительные особенности и методы финансового менеджмента в сфере малого бизнеса
Управление финансами малого предприятия строится соответственно той фазе или тому этапу развития, на которых это предприятие находится:
первая: предварительная фаза, разработочная как по будущему товару (продукции, услугам), так и по технологии их производства (выполнения, оказания);
вторая: этап начала производства и выхода с товаром на соответствующий рынок (первые шаги предприятия);
третий: этап коммерческого успеха товара – его зрелости;
четвёртый: этап затухания спроса на товар, закат деятельности предприятия по данному направления бизнеса.
На первом этапе, когда выручки (дохода) ещё нет, когда идёт лишь стартовое вложение капитала, очень велика степень неопределённости и риска не иметь успеха в будущем. Исследователи считают, что на этом этапе не получает дальнейшее развитие до 70% предприятий. На этой фазе практически невозможны банковские кредиты.
На втором этапе начинается производство, резко возрастают переменные затраты, именно связанные с производством, а выручка о реализации товара отстаёт. Главной задачей здесь является строжайшая экономия используемых ресурсов. Очень важна активная реклама. Необходим заёмный оборотный капитал. Очень важно максимально использовать производственный рычаг, то есть надо как можно быстрее достичь в производстве точку безубыточности и начать получать прибыль.
На этом этапе, как утверждают аналитики, закрывается от 30 до 50 процентов малых предприятий.
На третьем этапе приходит коммерческий успех, снижаются общие затраты за счёт уменьшения постоянных издержек на единицу продукции. Но появляются новые проблемы: надо развивать торговую сеть, больше тратиться на рекламу своей продукции.
На этом этапе могут появиться проблемы с качеством продукции, может возникнуть необходимость доводить продукцию до большего совершенства с учётом мнения покупателей. На этой стадии легче получить кредиты, и можно задействовать финансовый рычаг. Именно на этой стадии можно нацеливаться на преобразование предприятия в акционерное общество путём привлечения сбережений населения. Уже в этой фазе необходимо иметь средства для подготовки к реализации нового бизнес-проекта, зная, что по текущему виду деятельности неизбежно наступит закат.
Однако на этом этапе нельзя превышать разумный темп прироста производства и продаж товара, чтобы не вызвать затоваривание складов готовой продукцией.
На четвёртом этапе уже необходимо начинать новое производство, новое дело, чтобы не терять свои позиции в связи с затуханием текущего бизнеса. Новый бизнес должен начинаться в сфере более высоких, более сложных технологий, когда доля постоянной части затрат выше, и это обеспечивает более высокую прибыльность фирме после достижения точки безубыточности.
Такое расширение бизнеса с новым, более прибыльным производством в параллель со старым является наиболее эффективной стратегией любой фирмы (в противном случае фирма так и будет всегда находиться на уровне малого предприятия).
Но для выбора новых, более эффективных видов товара или деятельности придётся потратиться на информационно-аналитическое обеспечение (обоснование) будущего инвестиционного проекта: нужны маркетинг, ноу-хау, изменение вкусов и потребностей потенциальных покупателей и т.д.
Следует иметь в виду, что на этом этапе будет возрастать объём дебиторской и кредиторской задолженности, а также стоимость обслуживания используемых основных фондов, поэтому часть нераспределённой прибыли будет отвлекаться на эти цели.
В связи с такой тенденцией целесообразно обосновать в финансовом отношении, спланировать и начать реализацию арендного обеспечения фирмы новыми помещениями и оборудованием (использовать лизинг).