Рынок ценных бумаг.

До сих пор не удалось сформировать единого мнения по модели этих институтов. Все теоретические построения связаны с выявлением общей доминирующей модели финансирования в рамках двух основных моделей финансовых рынков: банковской (континентально-европейской) и фондовой (американской).

В банковской (континентально-европейской) модели основными финансовыми посредниками являются депозитные институты (коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы), которые концентрируют потоки сбережений и на их основе осуществляют финансирование инвестиций в экономике.

В фондовой (американской) модели финансового рынка наблюдается более прямая связь первичных собственников капитала (сбережений) и предприятий, реализуемая через рынки капитала. При этом финансовые посредники, как правило, представлены страховыми компаниями, пенсионными и взаимными фондами. Для России также актуальным остается определение роли и места банковского и фондового финансирования хозяйственного развития.

Система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Замыкание сбережений реального сектора экономики в экспортных сырьевых отраслях приводит к перенакоплению капитала в сочетании с его устойчивым дефицитом в обрабатывающих производствах и финансовый рынок не обеспечивает переток капиталов в эти производства.

В основе деления финансового рынка на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее 1 года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше 5 лет) относятся к рынку капитала.

Строго говоря, имеется «пограничная область» от 1 года до 5 лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала.

В России разделение на краткосрочные и долгосрочные инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

О том, что отечественный финансовый рынок еще не стал полноценным инструментом привлечения инвестиций свидетельствует и тот факт, что российские компании осуществляют крупные заимствования и долгосрочные размещений на зарубежных площадках. В целом к февралю 2006 г. капитализация российского фондового рынка увеличилась до 79% ВВП и достигла 604 миллиардов долларов.

Приоритетными направлениями развития финансового рынка России на среднесрочную перспективу являются стимулирование роста капитализации, выхода предприятий на отечественный фондовый рынок.

В течение последних лет на российском финансовом рынке отразились общие негативные тенденции, в том числе связанные с ипотечным кризисом на мировом рынке.

Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3%) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2004—2005 гг. российские предприятия при выпуске облигаций 66% средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34% — на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом), на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

Серьезными препятствиями для привлечения инвестиционных ресурсов (как внутренних, так и внешних) являются недостаточная развитость финансового рынка, несовершенство корпоративного управления, недостаточная прозрачность деятельности компаний (прежде всего, в отношении финансов и структуры собственности). Слабость банковской системы, рынка страховых услуг, валютного рынка, рынка негосударственного пенсионного обеспечения сокращает возможности использования различных финансовых инструментов и механизмов, необходимых для нормального функционирования экономики в условиях мировой конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4