Система государственных органов, регулирующих финансовые отношения в Российской Федерации

Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе государства как самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе обходится молчанием.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях не непосредственно, но в лице уполномоченных органов, наделяемых государством соответствующей компетенцией. Последние действуют от имени и в интересах представляемого лица - государства, а не по собственному усмотрению. Какого-либо собственного интереса они не имеют. "В отношениях по уплате налога, - замечает В.Е. Кириллина, - субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоотношения - налоговый орган, выступающий от лица государства"[1]. Таким образом, основным представителем государства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п.1 ст.30 НК РФ[2]).

Налоговыми органами в настоящее время являются Федеральная налоговая служба (далее - ФНС РФ) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС РФ, не допускается, что вытекает из принципа единства налоговой системы России. Правовой статус налоговых органов помимо НК РФ регулируется Федеральным законом от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах" (ред. от 18.07.2005) [3], Положением о ФНС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.11 2005) [4], и целым рядом ведомственных нормативных актов. Согласно п.15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314[5] ФНС РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия налоговому законодательству.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют[6]: а) учет налогоплательщиков; б) налоговый контроль; в) применение налоговых санкций; г) выработку налоговой политики государства; д) разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства. Основная цель деятельности налоговых органов - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией - совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения.

Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налоговых органов. Соотношение нормативных категорий "права", "полномочия" и "обязанности" налоговых органов вызывает обоснованную дискуссию общетеоретического характера. Существуют следующие мнения по этой проблеме:

1) полномочия - это права налоговых органов;

2) полномочия - это обязанности;

3) права, обязанности и полномочия - понятия, тождественные между собой;

4) полномочия - это собирательная категория, включающая совокупность прав и обязанностей налоговых органов.

Разграничение "прав" и "обязанностей" применительно к налоговым органам является весьма условным в силу того, что реализация предоставленных прав для них является функционально-целевым назначением. Налоговые органы не вправе по своему усмотрению отказаться от реализации своих прав. То, что они делать вправе (например, проводить налоговые проверки или взыскивать недоимки), - они делать обязаны, и наоборот. Права и обязанности здесь сливаются воедино, образуют некий "сплав" правообязанностей. Не случайно ст.33 НК РФ устанавливает, что должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4