Необходимость и содержание налогового контроля

Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

-регистрация и учет налогоплательщиков;

-прием налоговой отчетности;

-осуществление камеральных проверок;

-начисление платежей к уплате;

-контроль за своевременной уплатой начисленных сумм;

-проведение выездных налоговых проверок;

-контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.

Эффективность налогового контроля характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

Результаты контрольной работы ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода в динамике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей контрольной работы контрольной работы

ИМНС Приокского района г. Нижнего Новгорода

Показатели

1999

2000

2001

2002

Количество зарегистрированных юридических лиц

510

542

577

559

Проверено документально

265

169

147

144

Выявлено нарушений по результатам проверок

138

88

84

80

Удельный вес юридических лиц, у которых выявлены нарушения, %

52,00

52,30

57,30

55,40

Из таблицы 1 видно, что количество юридических лиц, у которых в 2002 году выявлены нарушения налогового законодательства, по сравнению с 1999 г. уменьшилось на 3,4%.

Динамика нарушений налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых работников представлена в таблице 2.

Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков - юридических лиц на одного работника с 2000 по 2002 гг., увеличилась с 15 до 19 в связи с уменьшением общей численности работников налоговых органов. Вместе с тем не снижено в этом периоде число юридических лиц, нарушивших налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности налогового контроля, но и о неудовлетворительном отношению налогоплательщиков к нормам налогового права.

Таблица 2

Динамика нарушений налогового законодательства,

нагрузка на налоговых работников

Показатели

2000

2001

2002

2002 (в % к

2000)

Количество юридических лиц – налогоплательщиков

542

577

559

103

Численность работников ИМНС, занятых в контрольных работах

36

32

29

80,6

Нагрузка на одного работника

15

18

19

126,7

Перейти на страницу: 1 2 3