Теоретические аспекты планирования расходов бюджета на развитие транспорта

В ходе реализации программы должны быть созданы условия и предпосылки для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики и переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

Основное направление реформирования бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Одним из методов бюджетного планирования, используемого при формировании проектов федерального бюджета, является разработка и ежегодное представление субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности.

В 2006 году планирование бюджетных расходов на среднесрочную перспективу Министерством транспорта, как субъектом бюджетного планирования осуществляется в системе бюджетирования, ориентированного на результат.

Сформирована система стратегических целей и тактических задач Министерства транспорта, а также показателей, характеризующих степень их достижения.

Они включают в себя цели по развитию инфраструктуры, повышению доступности услуг для населения, росту конкурентоспособности транспортного комплекса, повышению его безопасности и развитию рыночных отношений на транспорте.

Транспорт как инфраструктурная отрасль идеально подходит для реализации новой схемы бюджетирования, поскольку имеется специальный инструментарий (экспертная система «Геограком 5W»).

«Геограком 5W» разработана по заданию Минтранса РФ, предназначена для определения потребности и уровня обеспеченности населения и экономики региона транспортной сетью на основе нового показателя - Интегральной Транспортной Доступности, а также принятия решений по дорожным программам и налоговой политике в регионе.

Этот инструментарий позволяет отслеживать прирост этих индикаторов в зависимости от уровня бюджетных расходов на транспорт. Это позволяет перейти на новый уровень конкуренции между видами транспорта за финансовые ресурсы и выдвигает транспортную отрасль на передовые позиции в межотраслевой конкуренции.

ГЕОГРАКОМ 5W - это:

- Транспортная геоинформационная система, созданная на основе ГИС "Панорама" и СУБД "SYBASE".

- Самоорганизуемая база знаний с навыками перехода из одного состояния в другое.

- Широкий спектр нового поколения показателей конечного потребления транспортных услуг по всем видам транспорта, получаемых на основе нелинейной (пороговой) логики.

- Диагностика узких мест транспортной системы исходя из существующих условий жизнедеятельности, а также мониторинг транспортной системы.

- Оценка качества транспортной среды жизнедеятельности на сегодня (реальной и должной), исходя из существующих нормативов в далёком отражении ( идеальная сеть ), в реальном отражении ( функциональная сеть ), как компромисс между идеальным представлением и реальными возможностями.

- Моделирование разнообразных (игровых) ситуаций, с мгновенным получением баланса последствий.

- Генерация альтернативных инвестиционных(экономическая по чистому дисконтированному доходу или окупаемости, социальная - по приросту свободного времени населения, по безопасности - по недопущеному ущербу от выхода из строя отдельных участков сети) и согласительной инвестиционых программ.

- Основные стратегии и сценарии развития дорожного хозяйства при разных налоговых схемах

- Белые книги инвестиционных стратегий развития транспорта региона и стран, получаемых автоматически.

- Предварительная оценка внешней окупаемости сетевых проектов

Ключевым вопросом решения задач Министерства является, безусловно, вопрос их ресурсного обеспечения.

Приоритеты расходования средств обусловлены необходимостью снятия ограничений экономического развития России со стороны транспортного комплекса за счет увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Выделенный объем лимитов бюджетных обязательств в прошлом году был профинансирован на 97,1 % или на сумму 150,8 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом объем фактического финансирования увеличился на 36,3 процента.

На 2009 год расходы федерального бюджета на транспорт запланированы в объеме 177,7 млрд. руб. Программная часть расходов – федеральные (151,3 млрд. руб. – 85%) и ведомственные целевые программы (23,4 млрд. руб. – 13%) составляют более 97%.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование дорожного хозяйства, что определяется, безусловно, характером и количеством «узких мест», необходимостью проведения в полном объеме текущих работ по содержанию и ремонту дорог.

Кроме того, значительные средства направляются на обеспечение устойчивости и безопасности транспортного комплекса.

Перейти на страницу: 1 2 3