Общая характеристика финансовой деятельности

Если предприятие реализует инвестиционные проекты, то доходы и расходы по ним должны быть определены с учетом темпа инфляции, ставки дисконтиро­вания, уровня риска и возможных ошибок в проектных расчетах. В любом случае, уровень рентабельности проектов должен быть выше цены капитала (собствен­ного или заемного), привлекаемого для их финансирования.

В той или иной ситуации предприятие должно постоянно следить за своим положением на товарном и финансовом рынках и обеспечивать конкурентоспо­собность товаров (продукции, работ, услуг).

Важная роль в финансово-хозяйственной деятельности предприятий принад­лежит методам экономической диагностики. Финансовый метод можно опреде­лить как способ воздействия денежных отношений на хозяйственный процесс.

Финансовые методы действуют в двух основных направлениях:

1.По линии управления движением финансовых ресурсов.

2.По линии коммерческих (рыночных) отношений, связанных с измерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных ресурсов.

Рыночное содержание в финансовые методы вкладывают не случайно. Это обусловлено тем, что содержание финансов в сфере производства и обращения товаров тесно связано с коммерческим расчетом. Последний отражает способ ве­дения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и ре­зультатов хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческого рас­чета является извлечение приемлемой прибыли при минимальных затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых и денежных) в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями.

Реализация данной цели требует соизмерения вложенного капитала с финан­совыми результатами производственно-торговой деятельности.

Возможные критерии такого соизмерения:

1.Максимум дохода или прибыли на рубль вложенного капитала.

2.Минимум денежных расходов и финансовых потерь.

3.Минимизация риска хозяйственных операций и др.

К финансовым методам можно отнести:

• планирование (оперативное и текущее);

• прогнозирование важнейших финансовых показателей (объема продаж, при­были, доходности и др.);

• инвестирование капитала;

• самофинансирование;

• материальное стимулирование и ответственность;

• систему безналичных денежных расчетов;

• страхование имущества и самострахование (образование финансовых резер­вов);

• залоговые операции;

• трансфертные операции;

• операции по доверительному управлению имуществом;

• финансовую аренду (лизинг);

• факторинг;

• форфейтинг;

• операции с производственными финансовыми инструментами на срочном рынке и т. д.

Например, кредитование — это финансовый метод, который воздействует на результаты финансовой деятельности через такие финансовые инструменты, как кредит и процентная ставка.

Согласно теории финансового менеджмента финансовые методы разделяют на три большие группы:

1.Общеэкономические.

2.Прогнозно-аналитические.

3.Специальные.

В первую группу включают: кредитование, ссудно-заемные операции, систему безналичных денежных расчетов, страхование и самострахование, залоговые, тра­стовые, трансфертные и иные операции.

Ко второй группе относят: финансовое и налоговое планирование, прогнози­рование, моделирование, бюджетирование капитала, доходов и расходов.

Третья группа включает следующие методы: лизинг, факторинг, форфейтинг, форвардные, опционные, фьючерсные и другие финансовые операции.

С помощью финансовых методов осуществляют воздействие на объекты управ­ления финансами: источники финансовых ресурсов, их распределение и исполь­зование, инвестиции, денежные потоки и др.

Эффективная организация финансовой деятельности невозможна без умения анализировать происходящие хозяйственные процессы. Если аналитическая ра­бота поставлена грамотно, то предприятие способно быстро отреагировать на воз­можные негативные обстоятельства.

Финансовый анализ призван выявить сильные и слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Анализ финансового состояния — важ­ный этап разработки ее финансовой стратегии и тактики, так как делает возмож­ным установить отклонения показателей от среднеотраслевых и более сильных конкурентов. Он позволяет также принимать более обоснованные управленческие решения.

Для проведения качественного финансового анализа необходимо:

• владеть его инструментарием;

• иметь соответствующее информационное обеспечение;

• располагать квалифицированным штатом аналитиков.

Следовательно, на базе финансового анализа осуществляют не только опера­тивное управление производственно-торговым процессом, но и прогнозируют финансовые последствия тех или иных хозяйственных операций, связанных с фор­мированием и регулированием активов и капитала, доходов и расходов, прибыли и рентабельности производства и продаж.

Перейти на страницу: 1 2 3