Методы финансового анализа

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансово-экономического состояния предприятия:

• изменение в структуре активов и пассивов;

• динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;

• величина прибылей и убытков и уровень рентабельности активов, собствен­ного капитала и продаж;

• изменение в структуре денежных потоков и др.

При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как те­кущее финансовое положение предприятия, так и прогнозы на ближайшую перс­пективу.

Исходной базой для финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает восстановить все ключевые аспек­ты коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

• чтение отчетности;

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• сравнительный (пространственный) анализ;

• факторный (интегральный) анализ;

• метод финансовых коэффициентов.

Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положе­нием предприятия по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Чтение отчетности — этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с субъектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущест­венное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности необходимо рассмотреть пара­метры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж. Следует иметь в виду, что разные формы неадекватно отражают информацию о субъекте анализа. Бухгалтерский баланс показывает имущественное состояние предприятия на конец отчетного периода, а отчет о прибылях и убытках выражает финансовый результат за отчетный период (квартал, год) нарастающим итогом. Поэтому по балансу могут быть установлены одни тенденции (например, снижение показате­лей), а по отчету о прибылях и убытках — другие (например, рост объема продаж и прибыли). Разнонаправленность динамики показателей может быть обуслов­лена методикой составления бухгалтерской отчетности или иными факторами внешнего и внутреннего характера, которые аналитик может выявить на последу­ющих этапах анализа.

Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгал­терской отчетности с параметрами предыдущих периодов.

Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

• простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;

• анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного пока­зателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удель­ного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Он может проводиться по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между оборотными и внеоборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С по­мощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осу­ществляют прогнозный анализ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4