Взаимодействие единого социального налога с внебюджетными фондами государства

Восстановить докризисный уровень жизни населения России в 2002-2003 годах не удается. В настоящее время совокупные денежные доходы населения, рассчитанные Правительством РФ по методике ООН, составляют менее 10% аналогичного показателя США. В 2002 году доходы 45 миллионов россиян ниже прожиточного минимума. Задача общества – поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи. В этой связи и существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях[Васильева Т.В. (10)].

В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фонды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граждан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других.

С 1-го января 2001 года введен единый социальный налог, который представляет собой замену страховых взносов, уплачиваемых раньше во внебюджетные социальные фонды. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ сохранились как государственные институты, осуществляющие оперативное управление и расходование этих фондов.

Ниже приведем характеристики всех государственных внебюджетных социальных фондов.

Пенсионный фонд – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.

Пенсия – это гарантированная денежная ежемесячная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и осуществляет следующие основные функции: выплату назначенных пенсий всем пенсионерам; межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет единого социального налога, дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц.

Для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организации, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Се­вера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие тарифы страховых взносов на ОПС:

Таблица 1.2 – Ставка отчислений в пенсионный фонд(НКРФ)

База для исчис­ления взносов на ОПС па каждое физическое лицо, нарастающим итогом с начала года (в руб.)

Для застрахован­ных лиц 1966 г. рождения и старше

Для застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе

Страховая часть трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная

часть трудовой

пенсии

до 280 000

14.0%,

8.0% (10%)

6,0% (4%)

от 280 001 до 600 000

39 200 руб. + 5,5% с суммы, свыше 280 000 руб.

22 400 руб. + + 3,1% (28 000 руб. + 3,9 %) с сум­мы, свыше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2.4% (11 200 руб. +

1,6 %} с суммы, свыше 280 000 руб.

свыше 600 000

56 800 руб.

32 320 руб. (10 480 руб.)

24 180 руб. (16 320 руб.)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5