Нормативно-правовое регулирование

Процесс ценообразования – это не только самостоятельная деятельность предприятия, но и процесс, регулируемый законодательными актами Российской Федерации.

К числу основных нормативных документов, регулирующих деятельность предприятия в сфере ценообразования относятся:

1.Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором указаны основные направления повышения эффективности рыночной экономики посредством либерализации цен (тарифов). Отражена необходимость государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. В данном документе Правительству Российской Федерации предоставлено право определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

1. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239, изданное во исполнение Указа Президента РФ №221;

2. Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997г. №118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)», а также Приложение к Приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 г. N 118 «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций). Методические рекомендации разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1081 "О ходе выполнения и задачах Правительства Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" в целях оказания помощи руководителям государственных унитарных предприятий и иных коммерческих организаций по проведению мероприятий, направленных на улучшение управления предприятиями, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово - экономических результатов деятельности, и носят рекомендательный характер.

3. Также в законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования, так в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ статьей 14.6. предусмотрена ответственность за нарушение порядка ценообразования «Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей».