Механизм реализации государственной ипотечной политики на современном этапе

Российское законодательство позволяет выступать в качестве оператора вторичного рынка ипотечного кредитования банкам и ряду других организаций. Некоторые банки уже сегодня в ограниченном объеме проводят операции по рефинансированию ипотечных жилищных кредитов или планируют осуществлять такую деятельность. В целях развития ипотечного жилищного кредитования Правительством Российской Федерации в 1997 г. был создан оператор УСР ИЖК ― открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее – АИЖК), в основную задачу которого входит рефинансирование выданных первичными кредиторами ипотечных жилищных кредитов за счет средств, привлекаемых путем размещения на российском фондовом рынке ценных бумаг.

АИЖК на сегодняшний день уже обеспечивает рефинансирование ипотечных жилищных кредитов, номинированных в рублях, со сроком до 27 лет и процентной ставкой 15% годовых.

На период до 2010 г. АИЖК должно стать основным проводником государственной политики по становлению и развитию УСР ИЖК и ее ключевым институциональным элементом.

Роль государства в данном процессе на период становления в России рынка долгосрочных финансовых инструментов и прежде всего рынка долгосрочных ипотечных ценных бумаг состоит в формировании УСР ИЖК через ее оператора – АИЖК. При этом государственная поддержка предоставляется системе лишь в объемах, необходимых для становления рыночных механизмов функционирования соответствующих секторов экономики. По мере развития и совершенствования рыночной базы роль государства должна снижаться и переориентироваться на те сегменты, где рыночные механизмы еще не сформированы.

Государственная поддержка становления и развития УСР ИЖК через АИЖК, как уполномоченного Правительством Российской Федерации оператора УЕСР ИЖК, ― необходимая мера, направленная на решение задачи обеспечения населения доступным жильем путем создания условий для максимально быстрого развития рыночных механизмов ипотечного жилищного кредитования.

При этом такая государственная поддержка не может и не должна конкурировать с рыночными механизмами ни в одном из секторов финансового рынка и должна быть ориентирована на те секторы, где рынок отсутствует и требуется вмешательство государства для его становления.

Федеральная ипотечная политика широко развивается в субъетах федерации, так например, в Калужской области.

Калужская ипотечная корпорация выдала населению по состоянию на 1 сентября 2009 года 1 774 кредита

ОАО «Калужская ипотечная корпорация» была создана в соответствии с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Калужской области», в целях решения жилищной проблемы путем развития системы ипотечного жилищного кредитования, повышения эффективности бюджетных вложений в жилищную сферу, а также привлечения внебюджетных источников финансирования жилищного строительства Постановлением Правительства Калужской области №12 от 24 января 2003 г.

Работа Корпорации с момента основания была направлена на популяризацию среди населения и становление ипотечного кредитования в Калужской области.

В качестве первичного кредитора населения, компании удалось привлечь ООО банк «Элита».

С момента начала деятельности корпорации и по настоящее время в общей сложности было выдано 1774 кредита на сумму 1329, 03 млн.руб.:

Увеличение количества и объемов выдаваемых с участием Корпорации ипотечных кредитов по Стандартам ОАО «АИЖК» на сегодняшний день достигнуто за счет привлечения новых Первичных кредиторов — ЗАО «Мосстроэкономбанк», ЗАО АКБ «Русславбанк».

Обязательным условием функционирования системы ипотечного кредитования является обеспечение рефинансирования Первичных кредиторов, участвующих в запуске и реализации ипотечных программ. С помощью данного механизма Первичные кредиторы превращают «длинные» ипотечные деньги в «короткие» путем продажи Корпорации пулов закладных, что позволяет выдавать новые ипотечные кредиты не отвлекая серьезных денежных ресурсов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5