Взаимосвязь финансов предприятия с другими дисциплинами

Курс «Финансы предприятия» предусматривает изучение понятий, методов и приемов управления денежными отношениями, а также отработку навыков, важных для успешного практического управления финансовой деятельностью на уровне предприятия. Освоение данного курса невозможно без предварительных знаний целого ряда фундаментальных и специальных дисциплин. В то же время финансы – основа для более углубленного изучения других дисциплин в будущем.

Экономическая теория дает общий подход к принятию экономических решений, базирующийся на сопоставлении затрат и выгод, использовании маржинального анализа, понимании воздействия экономических систем на стимулы, влияющие на поведение человека, необходимости учета последствий решений, принимаемых сегодня, в будущем. При этом вопросы макросреды, особенно связанные с инфляцией, общерыночными рисками, процентными ставками, валютными курсами, – неотъемлемая основа финансовых решений.

Бухгалтерский учет и финансовый анализ может предоставить финансисту предприятия значительную часть информации, в которой он нуждается. Обобщающие документы бухгалтерского учета – баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале – являются главным источником анализа и финансовой диагностики, так как представляют собой количественное отражение финансовой жизни предприятия.

Знание финансов государства позволяет глубже понять характер и формы взаимоотношений с государственными финансовыми институтами.

Финансовая деятельность осуществляется в рамках действующей правовой среды, знание которой абсолютно необходимо. Выбор организационно-правовой формы бизнеса, сферы деятельности, ее масштабов оказывают определенное влияние на регулирование финансов предприятия. Особенно значимыми элементами для предприятия являются имущественное и налоговое законодательство.

Экономика дает финансисту знания об основных понятиях экономической жизнедеятельности организации, их взаимосвязи, роли, в первую очередь, в операционной деятельности предприятия.

Финансовые проблемы обычно предполагают формализацию, а математика и статистика являются непосредственно инструментами анализа и моделирования. Особенно эти инструменты необходимы при принятии во внимание риска и неопределенности, построения сценарного анализа, расчета динамики показателей, составления прогнозов.

Применение современных компьютерных технологий становится неотъемлемой частью управления деятельностью фирмы, в том числе финансовой, и значительно увеличивает эффективность практических решений.

Маркетинг помогает предприятию найти свою нишу на потребительском рынке, осуществлять грамотную ценовую политику, составлять прогнозы объемов реализации и затрат на производство. Знание конкурентов и потребителей лежат в основе дебиторской политики.

Целый ряд дисциплин направлен на дальнейшее углубление знаний об отдельных аспектах финансовой деятельности предприятия. К ним относятся финансовый менеджмент, инвестиционная деятельность, рынок ценных бумаг.