Оценка финансового состояния предприятия, ее необходимость и значение

Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, являющееся результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия, определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов и характеризуется системой показателей, которые отображают наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Финансовая деятельность предприятия должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдения расчетной и кредитной дисциплины, достижения рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой стойкости с целью эффективного функционирования предприятия.

Целью оценки финансового состояния предприятия является поиск резервов повышения рентабельности производства и укрепления коммерческого расчета как основы стабильной работы предприятия и выполнения им обязанностей перед бюджетом, банком и другими учреждениями.

Основные задачи анализа финансового состояния:

1) исследование рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;

2) исследование эффективности использования имущества предприятия, обеспечение предприятия собственными оборотными средствами;

3) объективная оценка динамики и состояния ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

4) оценка состояния субъекта хозяйствования на финансовом рынке и количественная оценка его конкурентоспособности;

5) анализ деловой активности предприятия и его состояния на рынке ценных бумаг;

6) определение эффективности использования финансовых ресурсов.

Анализ финансового состояния - это часть общего анализа хозяйственной деятельности предприятия, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового и управленческого анализа.

Финансовый анализ включает внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности и внутрихозяйственный - по данным бухгалтерского учета и отчетности. Управленческий анализ включает внутрихозяйственный анализ по данным бухгалтерского и управленческого учета.

Особенностью внешнего финансового анализа является:

· ориентация анализа на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

· множественность объектов-пользователей;

· разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей.

· Основным содержанием внешнего финансового анализа является:

· анализ абсолютных показателей прибыльности;

· анализ показателей рентабельности;

· анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, стабильности предприятия, его платежеспособности и ликвидности баланса;

· анализ эффективности использования заемного капитала;

· экономическая диагностика финансового состояния предприятия.

· Основным содержанием внутреннего анализа финансового состояния предприятия является:

· анализ имущества предприятия;

· анализ финансовой устойчивости и стабильности предприятия;

· оценка деловой активности предприятия;

· анализ динамики прибыли и рентабельности предприятия и факторов, влияющих на них;

· анализ кредитоспособности предприятия;

· оценка использования имущества и вложенного капитала;

· анализ собственных финансовых ресурсов;

· анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;

· анализ самоокупаемости предприятия.

Выделим шесть основных приемов анализа:

1) горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный анализ - определение структуры финансовых показателей с оценкой влияния различных факторов на конечный результат;

3) трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определение тренда (перспективный прогнозный анализ финансового состояния);

4) анализ относительных показателей - расчет отношений между отдельными позициями отчетности или позициями разных форм отчетности;

5) сравнительный анализ - внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям самого предприятия и его филиалов, а также межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов;

Перейти на страницу: 1 2