Тенденции развития мирового гостиничного хозяйства

Процесс роста значения гостиничных сетей в управлении мировым гостиничным хозяйством характеризуется существенным противоречиям: с одной стороны, укрупняются главные гостиничные сети, оперирующие во многих странах, с другой, – всё больше стран создают собственные гостиничные сети, которые успешно конкурируют с интернациональными монополиями. Штаб-квартиры 325 гостиничных сетей, попавших в рейтинг журнала «Hotels» за 1999 год, расположены в 39 странах. Причём свыше 60% из них приходится на США, 17 штаб-квартир – в Великбритании, 14 – в Японии, 11 – в Германии, 8 – в Гонконге, по 6 – во Франции и Сингапуре.

Таким образом, гостиничные сети имеют в управлении гостиницы вместимостью 5698,7 тыс. номеров. Лидирующее положение сохраняют США, на долю которых приходится 62,5% от всех номеров, а на часть основных европейских стран – всего 27,1%. Роль гостиничных сетей в управлении постоянно растет. В настоящее время гостиничные сети объединяют приблизительно половину всех существующих в мире гостиниц.

Кроме гостиничных сетей, на мировом туристском рынке активно функционируют специфические объединения, основная цель которых – находить лучших представителей гостиничного бизнеса. Например, с 1928 г. проводит работу по определению наилучших гостиниц мира международная корпорация «Ведущие гостиницы мира». Она ежегодно помещает данные о лучших предприятиях в своём специальном каталоге. Международная организация «Привилегированные гостиницы и курорты мира» проводит такую работу около 30 лет.

С 1968 г. функционирует международная гостиничная ассоциация «Самые тихие гостиницы мира», штаб-квартира которой находится в Париже. При вступлении в эту ассоциацию оцениваются три критерия: природная и приятная окружающая среда; уютное здание и интерьер гостиницы с характерным видом; гостеприимство, которое отвечает всем современным требованиям, в том числе и прекрасной кухне. Вопросами координации функционирования гостиничных сетей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов Европейского экономического содружества (ХОТРЕК).

Количественный рост гостиничных сетей, их слияние и объединение производят ошибочное впечатление о снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается другая тенденция: распространение сетей не может удовлетворить всего разнообразия требований туристов (из-за некоторой обезличенности, стандартизации обслуживания), что создает почву для развития малых независимых гостиниц, которые делают ставку на уникальность и неповторимость. Такие гостиницы специалисты считают прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), построенные в сельском стиле, предлагают услуги за умеренную цену и имеют всё необходимое для работы и отдыха, где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является главным инструментом рыночной политики.

Как свидетельствует практика, малые гостиницы в своем большинстве – это независимые гостиницы, то есть они находятся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, который получает прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления или использования чужого знака обслуживания не приводит к изменению статуса предприятия как независимого относительно других субъектов рыночных отношений.

За последние десятилетия внедрение новых компьютерных технологий сильно повысило профессионализм и производительность предприятий и организаций гостиничной индустрии.

Перейти на страницу: 1 2