Денежные потоки и методы их оценки

Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты. Отдельно планируются и учитываются также денежные потоки, которые отражаются как "Движение денежных средств".

Денежные потоки состоят из притоков и оттоков.

Притоки – это:

доходы от реализации продукции, в том числе результаты работы с дебиторами;

доходы от инвестиций в "чужие" ценные бумаги (в том числе за рубежом, если есть внешнеэкономическая деятельность);

доходы от эмиссии своих ценных бумаг разных типов (акций, облигаций);

доходы от продажи ненужных вообще или избыточных (лишних) активов;

привлеченный капитал (партнеров, спонсоров, населения), в том числе в виде кредитов на выгодных условиях; и т.д. (см. ниже "Аналитическую структуру денежного потока для целей ФМ").

Денежные оттоки - это:

- приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для осуществления деятельности предприятия;

выплата заработной платы, вознаграждений персоналу и посредникам;

поддержание в работоспособном состоянии основных фондов и осуществление инвестиций в развитие материально-технической базы предприятия (прежде всего за счет амортизационных отчислений и прибыли);

выплата дивидендов по акциям и процентов по кредитам и займам;

погашение основной части полученных кредитов и займов;

уплата налогов и сборов в установленных размерах и по действующему графику платежей.

(Здесь уместно привести общую схему движения денежных потоков организации).

Результатом анализа должно стать определение текущей стоимости предприятия с учетом ожидаемого прироста ее за счет будущих денежных поступлений (метод дисконтирования).

Оцениваемые показатели доходов и прибыли в структуре денежных потоков:

а) чистая выручка от реализации (валовая минус акцизы, НДС, возвращаемые товары, деловые скидки);

б) валовая прибыль от реализации = чистая выручка минус производственные расходы на реализованную продукцию;

в) прибыль или убыток от основной деятельности = валовая прибыль минус расходы по управлению и по сбыту;

г) прибыль от финансовой деятельности = сальдо доходов и расходов (за счет получения процентов и дивидендов, по операциям с иностранной валютой);

д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности = в) + г)

е) чрезвычайные прибыли

ж) чистая прибыль после уплаты налога.

Именно она отражает лицо предприятия и его авторитет на финансовых рынках.

Показатели расходов предприятия:

а) себестоимость реализованной продукции = только производственная себестоимость и производственные накладные;

б) общехозяйственные и коммерческие расходы;

в) расходы по финансовой деятельности (чтобы показать долю расходов на обслуживание долгов предприятия: высокий уровень таких расходов может привести предприятие к банкротству);

г) чрезвычайные расходы.

Поиск негативных факторов, влияющих на результат хозяйственной деятельности, можно вести по следующей схеме:

1) при увеличении или снижении объёма продаж продукции за последние 2 года:

если имеет место повышение, то это означает, что всё идёт хорошо;

если налицо снижение, то причины могут быть в организации торговли, в маркетинге, рекламе и т.д.;

2) при стабильной реализации продукции исследуется оборачиваемость оборотных средств: если она мала, то это может означать, что завышена продолжительность производственного цикла или неоправданно велика дебиторская задолженность;

3) при вынужденном снижении цен на продаваемую продукцию следует разобраться с уровнем издержек всех видов и искать альтернативные возможности снабжения предприятия ресурсами, а также другие территории сбыта продукции;

4) следует постоянно повышать качество продукции в соответствии с растущими потребностями потребителей.

Для расчета показателя чистой прибыли необходимо сделать несколько корректировок:

сгруппировать данные по направлениям деятельности отделив обычную деятельность от необычной;

выделить постоянные расходы;

сгруппировать все расходные статьи, к которым относятся статьи прибыли (кроме отчислений в фонд накопления и выплаты дивидендов) и вычесть их из доходов предприятия.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов, а также расходов по сбыту важно для оценки их влияния на общие результаты деятельности предприятия.

При этом рекомендуется относить к производственным все расходы, связанные с производством, в том числе социальные отчисления, премии производственным рабочим и т.д. Это должно считаться элементами производственной себестоимости.

Финансовым менеджерам важно рационально выстроить график предстоящих доходов и выплат, чтобы все направления будущей деятельности всегда были обеспечены финансовыми ресурсами. Одной из форм такого планирования и затем контроля является платежный календарь.

В этом разделе деятельности финансовых структур важно организовать систему бюджетирования всех расходов по всем подразделениям организации - и материальных, и трудовых, и обслуживающих и энергетических.

Перейти на страницу: 1 2 3