Деньги как мера стоимости

В западной экономической литературе чаще всего функция денег как меры стоимости отождествляется с масштабом цен. При этом деньги рассматриваются как единица счета. По сути функция денег как меры стоимости сводится к функции средства учета. Так, по мнению некоторых экономистов, деньги в этой функции позволяют сравнить цену реализации товара с ценой, по которой он приобретался, и установить, получит ли фирма прибыль яри продаже данной продукции. Кроме того, появляется возможность отслеживать, как с течением времени изменяются стоимость различных активов, выручка от реализации и прибыль. В учебнике «Экономикс» (авторы К.-Р. Макконнелл и С.-Л. Брю) содержание этой функции денег рассматривается исходя из того, что общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Такое использование денег позволяет участникам обмена легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов и принимать рациональные решения.

При этом практически все западные экономисты основной функцией денег считают функцию средства обращения, а функцию меры стоимости рассматривают как вспомогательную. Способность денег измерять стоимость товара ими не связывается с количеством общественного труда, затраченного на его производство.

Среди экономистов популярной является и точка зрения, согласно которой при обращении неразменных кредитных денег цена находит подтверждение не в золоте, а непосредственно в товарах. В основе установления цены товара лежит не стоимость денег, а величина стоимости самих товаров, обращающихся в данный момент на рынке. Поэтому цена товара есть форма проявления менового отношения данного товара ко всем товарам, а не специфически к одному благородному металлу, которое закрепляется с помощью денег.

Таким образом, в процессе эволюции функция денег как меры стоимости модифицируется. Современные деньги, не имея собственной стоимости, выполняют функцию соизмерения стоимостей.

Перейти на страницу: 1 2 3