Отличительные особенности и методы финансового менеджмента в сфере малого бизнеса

Таким образом, здесь финансовые проблемы значительно возрастают, и необходимо: или добавить в уставный капитал собственные средства, или найти покладистых инвесторов, в том числе работающих в сфере венчурного капитала (под будущую прибыль), или приостановить темп роста текущего (старого) производства.

В любом случае финансовый рост фирмы должен быть разумно сбалансированным. Иначе неизбежно банкротство.

Наиболее важными особенностями малых предприятий с точки зрения финансового менеджмента являются следующие:

а) для них очень недоступными могут оказаться финансовые и денежные рынки – вследствие заведомо рискованного (неустойчивого) финансового положения (как правило, в связи с монопроизводством, особенно на стадии становления); в решении этих проблем очень важна личность финансового руководителя: ему надо уметь добывать деньги!

малые предприятия обычно не акционируются (хотя это рекомендуется), поэтому их не знают на фондовых рынках;

б) очень часто учредителем малого предприятия бывает один человек, который принципиально против компаньонов; тогда финансовые возможности такой фирмы будут весьма ограниченными;

в) в малом бизнесе – свои предпринимательские риски: прежде всего – это основной риск общей неудачи всей затеи с бизнесом (нет диверсифицированной деятельности, или она очень ограниченна); именно поэтому так велика необходимость государственной помощи малому бизнесу, который в принципе более мобилен, более налогопослушен и т.д.; может быть вариант и общественной финансовой помощи со стороны богатых организаций;

г) малые предприятия имеют, как правило, меньший уровень ликвидности по сравнению с крупными: мал основной капитал, много оборотных средств (велика их доля в общей стоимости имущества малого предприятия); повышение ликвидности возможно путём управления именно структурой оборотных средств – запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами.

Но оптимальным методом финансового менеджмента в среде малого бизнеса всё равно является интерференция (взаимопроникновение) стратегии (инвестиционной политики) и тактики (то есть комплексное управление текущими активами и текущими пассивами предприятия).

Следует, кроме всего прочего, избегать небрежного, низкокачественного ведения бухгалтерской учётной и отчётной документации – это тоже характерная черта малого предпринимательства.

Менеджер малого предприятия должен постоянно работать по следующим организационным направлениям:

1) добиваться диверсификации (в данном случае – многослойности) своей клиентуры;

2) разнообразить и последовательно модифицировать предлагаемую продукцию (это снижает долю постоянных расходов в каждом из видов деятельности).

Очень важно понимать значение роли генерального руководителя, а именно: насколько лично от него зависит в целом результативность деятельности фирмы, и что может произойти с фирмой, если генерального руководителя вдруг не станет.

Планируя займы, менеджер малого предприятия должен ясно представлять себе:

а) цель кредита;

б) почему потребовался кредит;

в) тот ли банк выбран фирмой в качестве кредитора (рекомендуется брать кредиты в разных банках понемногу).

Конечно, надо чётко знать, по каким признакам предприятие относится к малым.

Перейти на страницу: 1 2