Ведение

Представленная контрольная работа (КР) по дисциплине "Правовые основы деятельности налоговых инспекций" посвящена теме "Компетенция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В ходе выполнения данной работы мы ознакомились с действующим Российским законодательством по этому вопросу.

Цель контрольной работы: осветить состояние законодательства России в отношении участия Федеральная налоговая служба (ФНС России) в госрегулировании рынка алкогольной продукции.

Первые попытки установления государственного контроля над производством и продажей крепкого спиртного в России были предприняты еще в конце XV века - при Иване III. Тогда вводились запреты на продажу спиртного вне "царевых кабаков", и легальную водку можно было купить лишь у официальных целовальников, плативших значительный налог казне. В то же время, несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь "из-под полы", в России всегда существовало незаконное самогоноварение.

В 1987 году советское руководство приняло решение свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя вне госмонополии и негласно наступала экономическая свобода на этом рынке. В 1992 году Указом президента России Бориса Ельцина была отменена государственная монополия на водку (т.е. на ее производство, ввоз, продажу, ее объемы и цены).11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству России было поручено за три месяца сформировать Государственную инспекцию по обеспечению монополии. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена. В новейшей истории России разговоры о введении госмонополии на водку возникали неоднократно, но закон о госмонополии на производство алкоголя так и не был принят.

Как известно из новейшей экономической истории России, становление рыночной экономики в отношении регулирования рынка алкогольной продукции прошло несколько этапов: от свободного нерегулируемого рынка этой продукции (конец 80-х – начало 90-х) до полного государственного административного контроля, что было ознаменовано принятием соответствующего Закона [2].

В связи с этим, основной задачей нашей контрольной работы станет обзор действующего законодательства в области прав и полномочий ФНС России по регулированию указанного рынка.

Те выводы к которым мы прейдем в результате исследования компетенций ФНС в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции мы отразим в Заключении данной КР.