Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ

Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения;; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля.

Участниками бюджетного процесса являются: президент РФ, органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы кредитно-денежного регулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту РФ.

Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам.

Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.

На первый взгляд последний бюджет РФ – бюджет 2002 года выглядит сбалансированным и прочным, впервые есть даже профицит в 178,3 млрд. рублей и финансовый резерв, который предполагается создать из части профицита. На самом же деле такой оптимизм обусловлен предполагаемыми доходами от экспорта нефти./6;с.14/. Учитывая складывающаяся на данный момент внешнеполитическую ситуацию, на такие доход рассчитывать трудно.

В проекте российского бюджета на 2002 год заложены доходы в размере $67,5 млрд. По сравнению с бюджетом 2001 года планируемые поступления в госказну выросли в 2,5 раза. Именно оптимистичные прогнозы, касающиеся средней рыночной цены на нефть в размере $ 23,5 за баррель, позволили увеличить доходную часть бюджета. Падение цен на нефть даже на 1 доллар США, по мнению экспертов, влечет за собой сокращение доходов бюджета на $ 1 млрд./ “Власть”-.2001.-2 октября/.

Таким образом, можно сказать, что в проекте бюджета учитывается, прежде всего, прогноз социально-экономического развития страны. Также учитываются основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год, план развития государственного и муниципального сектора экономики, проекты федеральных целевых программ, прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с консолидированными бюджетами субъектов Федерации, проект программы государственных внутренних и внешних заимствований, проект структуры государственного внутреннего и внешнего долга.