Межбюджетные взаимоотношения.

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма,

которые базируются на:

•сочетании интересов,

обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета,

• наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена,

применении единых для всех субъектов Федерации крите­риев при расчетах объемов средств,

выделяемых из федеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.

Закрепленные доходы -

это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть установлены едиными или дифференцированными

Отчисления от федеральных налогов могут производиться че­рез метод квотирования или метод присоединения ставок.

Суть метода квотирования в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным преде­лом.

Регулирующие доходы

- это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам '

Порядок перераспределения бюджетных ресурсов можно разбить на два этапа.

На первом этапе за территориальными бюджетами закрепля­ются определенные доли основных федеральных налогов по еди­ным для всех субъектов Федерации нормативам отчислений. По­скольку налоги, закрепляемые по единым нормативам, не могут в полной мере выполнять регулирующую функцию (так как не учитывают особенностей каждой территории: разный налоговый потенциал, численность населения, степень развития социальной инфраструктуры и т д.), то вся нагрузка по бюджетному регули­рованию переносится на другие формы, в частности на транс­ферты, выделение которых и представляет собой второй этап

Механизм трансфертов, рассчитываемых на основе норматив­но-долевого метода, позволяет осуществлять горизонтальное вы­равнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.

Источник выделения трансфертов - целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета. Средства фонда финансовой поддержки регионов подлежат перечислению только тем субъектам Федерации, которые подписали и выполняют федеральный договор без каких-либо исключений и особых условий.

Система межбюджетных взаимоотношений включает отноше­ния не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъ­ектов Федерации, но и внутри субъектов Федерации — между региональными и местными бюджетами

Межбюджетные взаимоотношений в субъектах Федерации строятся на принципах:

• взаимной ответственности,

•применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности,

• выравнивания доходов муниципальных образовании,

• максимально возможного сокращения встречных финансо­вых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти,

•повышения заинтересованности органов местного само­управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

• гласности межбюджетных отношений

К формам бюджетного регулирования местных бюджетов

относятся

•нормативные отчисления от регулирующих доходов;

•дотации и субвенции местным бюджетам;

•средства, выделяемые из Фонда финансовой поддержки му­ниципальных образований,

• средства, поступающие по взаимным расчетам из фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.