Введение

Одной из важнейших задач налоговой реформы, с точки зрения Правительства РФ, является снижение совокупной налоговой нагрузки на заработную плату. В случае, когда совокупное налогообложение, складывающееся из налога на доходы работника и отчислений (налогов) на социальное (в том числе пенсионное) страхование, чрезмерно, налоговая система не только не способствует росту легальной заработной платы, но, напротив, создает предпосылки для противоправного поведения, как работников, так и работодателей.

Одной из причин расцвета всевозможных схем ухода от налогообложения, использующих все законные, сомнительные и просто противозаконные возможности, не в последнюю очередь стали необычайно высокие с точки зрения международного налогового законодательства ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды и слишком высокие ставки пени при несвоевременной уплате этих отчислений.

Единый социальный налог был введен с целью устранения данных негативных явлений. Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г. Тогда Госналогслужба России (ныне – Федеральная налоговая служба РФ) предложила, при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды, установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь же, после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”, с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Основное назначение этого налога осталось прежним – обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Актуальность проблемы исчисления и уплаты единого социального налога для любого юридического лица неоспорима.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса исчисления и уплаты социального налога на примере конкретного предприятия. В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность единого социального налога

2. Раскрыть основные характеристики единого социального налога

3. Проанализировать проблемы взимания единого социального налога

4. Определить перспективы развития единого социального налог

Предметом исследования выступает непосредственно единый социальный налог.

В качестве объекта данной курсовой работы выбрано малое коммерческое предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Памир».

Работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе раскрываются основные характеристики единого социального налога, вторая глава носит эмпирический характер и на примере ООО «Памир» исследуется процесс исчисления единого социального налога, третья глава посвящена вопросам совершенствования единого социального налога.